39. Скрижали Моисея, таботы Эфиопских церквей, камни Ики, предтечи православных икон как проявления одной цивилизации.

«19 Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;

         20 и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

         21 И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?

         22 Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.

           23 Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

          24 И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец».                  Исход, Глава 18.

Евреи, пока Моисей был на горе, испугавшись потери вождя,  отлили, на всякий случай,  себе Золотого Тельца, образ Ваала — Яхве, которого и признали, вместо Моисея, если бы   тот не вернулся,  вождем и богом, выведшим евреев из Египта. Идола изваял Аарон. Аарон, как жрец Ваала,  знал как изготовить тельца.Однако грозный пророк Моисей ради искоренения неверия и спасения своего дела не усомнился перебить 3 тысячи израильтян, поклонившихся золотому тельцу, стер его в прах, смешал его с водою и дал пить оставленным в живых. (см.: Исх. 32: 20).

Зададимся вопросом, а зачем Моисею понадобились скрижали? Очевидно для того, чтобы показать плохо организованной толпе молодых, неграмотных, усталых, голодных людей – цель достигнута, они пришли к Богу и Бог об этом знает. Кроме этого, текст нанесённый  Моисеем на каменные скрижали представлял собой текст присяги — обещания (клятвы) в верности «Избранных» своим руководителям и обязательства следовать 10 заповедям, но только, как показали дальнейшие события «исхода» на эфиопской земле, в отношении своих сородичей

Две «скрижали каменные» с надписями с обеих сторон, это камни на которых Моисей нанес, нацарапал, вырезал необходимые слова – текст соответствующий месту и времени события. Это  тоботы, иконы местной церкви, к которым приобщился и привык Моисей за 40 лет жизни в стране Мадиамской. Можно с уверенностью утверждать, скрижали делал сам Моисей.  На дело рук Господних  он, даже будучи в сильном волнении и раздражении, не посмел бы посягнуть, разбить их.            См. Исход, глава 18.19.

В Ветхом Завете нередко упоминается об установке каменных памятников маццеботов богу Яхве, таких же, что которые водружались в честь Ваала. (4 Цар. 10:25-27). Маццебот = мацц+бот.

Мацц = масс = месс – месса. «Месса — центральное богослужение Римско-католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа».   Энциклопедия Кольера.                                                                                                              

>Обет (др.-рус. и ст.-слав. обѣтъ, чеш. оbt «жертва», словацк. оbet — то же.) — обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от мора, болезней, неурожая, стихийных бедствий и т. п., а также предмет или жертвенное животное, приносимые по обещанию в церковь или иное почитаемое место. Неисполнение обета является тяжким грехом, поэтому решивших нести обет наставляют подходить к этому делу ответственно и рассудительно.

Синоним понятию «зарок» или «клятва».

Обет обещания включает в себя обещание что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него.

Обет воздержания. Включал в себя обещание воздержаться от чего-либо. Яркими библейскими примерами такого обета служат зарок от супружестваю.

Обет назорейства. Этот обет включал в себя, среди прочего, полное воздержание от алкогольных напитков, воздержание от стрижки волос и от прикосновения к останкам умершего.

Обет заклятия. У христиан вещь или живое существо (включая людей), находящиеся под проклятием или заклятием, к которому до снятия заклятия (или в течение определённого времени) под угрозой наказания или смерти никто не может прикасаться кроме Бога. У мусульман (Харам)  религиозный запрет на причинение вреда или на общение с человеком по какой-либо причине несколько раз упоминается в Коране <.

В России издавно и до сих пор распространенный в местах заключения запрет на общениеп, прикосновение и использование вещей гомосексуалистов.

О/бет = о/бот # тоб.  Корень «бот # тоб».

У православных — божественная литургия это «обедня». Обедня = обетня = оботня – производная от корня «бот». Бот # тоб – табот. Tabot — табот (амх.) – камень или деревянный квадрат, на котором высечено имя святого; ставится на алтарь. В амхарском Tabotэ noh – Ноев ковчег. Обедня это служение перед изображением (символом) бога.  У иудеев  табот = тева ( ковчег). Тев/а = теб/а = таб/а # бат – бот.

За внутренними стенами в каждом эфиопском храме хранится его главная реликвия — табот, небольшая деревянная  или каменная плита  которою никто из прихожан не может видеть. На таботе посредине изображен крест и символы евангелистов по углам. Это соответствует  антиминсу православной обрядности. Табот помещается в алтаре и по древней традиции выносится из церкви в ежегодный важнейший праздник эфиопов Тимкат( Эпифания/ Богоявление/ или Крещение Иисуса Христа) во время крестного хода и только на сутки . Таботы, завёрнутые  в дорогую ткань, вышитую золотом и разноцветными нитями,  несут на головах настоятели храмов.. Именно табот, освященный митрополитом, превращает храм в церковь, без табота это уже не церковь, а пустое строение. Табот символизирует, как традиционно считают,  ковчег со скрижалями  Завета, но, скорее эфиопский табот послужил прообразом скрижалей. Табот — явление исключительно эфиопское, подобного не встретишь ни в одной другой христианской церкви мира.  Церковь без табота перестаёт быть церковью,  и наоборот — любое помещение, в которое доставлен табот, превращается в  церковь.

Табот (амх.) – камень или деревянный квадрат, на котором высечено имя святого; ставится на алтарь. Это прообраз православных икон, на которых  вместо божественного  имени  пишется его лик. Табот = дабот = давод = дивид, – дивит/ься,  див/ный, див/о, вид, вид/ный, ки/вот (киот) и производные.  Сюда же имя Давид, помазанник божий. Древние эфиопские церкви  лишены фресковой росписи и скульптур, которые  появились здесь в средневековье. Традиция не избражать святых на иконах – таботах сохранилась с дохристианских времен. Новохристианство пришло в Эфиопию в четвёртом веке и   существовало здесь наряду с древнейшай  религией, привычно называемой ветхозаветной. Не здесь ли кроется причина известного течения в истории Кафолической Церкви – Византийского иконоборчества. Её следует искать в том новом состоянии государственной византийской религии, которое она обрела в постконстантиновскую эпоху. После Миланского эдикта (313 г.), даровавшего христианам свободу, в константинопольскую церковь хлынул поток славян, которые, воцерковляясь, воспринимали лишь внешний официальный  статус, но, в сущности, оставались по-прежнему верны традициям своей веры. Одной из которых был запрет на изображение на таботах – иконах. Она (традиция) шла от Эфиопии (Палестины), Египта, Сирии – восточных районов Византии и нашла своё отражение в Ветхом Завете запрещавшем  изображение человека и других существ.

И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.                     Исход 31 -18.

 

15 И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; Исход 32 -15.

Скрижали каменные.  «КРЫЖ — м. крест, особ. косой; … Крестообразный знак, метка, помета краскою, мелом или нарезкой. Считанный кирпич помечен крыжами, закрыжеван».                                                                          В. Даль.                                                                                                            

Если табот  это небольшая  каменная плита, на которой вырезано (нацарапано), имя святого, то возникает законный вопрос, а нет ли в мире чего — то подобного, пусть не по назначению, а хотя бы по исполнению. Оказывается есть.

Мы имеем в виду гравированные камни из перуанского города Ики, коллекция которых была собрана в 60 – 70 годах 20-го века доктором Хавьером Кабрерой. На камнях изображены сцены никоим образом не вписывающиеся в современные научные представления об эволюции жизни на Земле. Динозавры рядом с людьми, охота людей на динозавров и убийство людей динозаврами.

image129

 Рис.39.1.

         Здесь же прорисовки, невероятных по сложности, и  в наше время медицинских операций – кесарево сечение, трепанация черепа, пересадка пациенту от донора внутренних органов и даже мозга!

image130

Рис.39.2.

Кроме медицинской тематики на камнях Ики развернуто представлены сюжеты связанные с изучением и освоением  космического пространства. На целом ряде камней изображены летательные аппараты различных конструкций. И странные существа, о которых мы знаем из сказок, мифов, легенд.  Например, русалки.        image131

 

Рис. 39.3.

 

Не значит ли это, что камни повсеместно использовались людьми для сохранения и передачи важной и значимой информации. Тогда камни Ики, скрижали Моисея, таботы Эфиопских церквей, каменные карты Башкирии суть проявления одной цивилизации.

И, в тоже время, если табот предтеча православных икон, символизирующий,  как считают,  ковчег со скрижалями  Завета, то, может быть, культ Ваала (Белбога) Бога единственного  и вышнего  православных, возникший  у людей при виде бескрайней каменной чаши, наполненной морем пылающей лавы, то нельзя ли нам найти подтверждения этого феномена в предметах церковного обихода, произведениях искусства, архитектуры, мифах и легендах.