- Правила словообразования в диалектах единого праязыка.
Как я уже говорил, мотивом для написания этой работы послужило побуждение проверить как расположение объекта на карте соотноситься с его названием. Но название, с течением времени, по причине: изменения его произношения в обыденной речи, смены населения, проживающего вокруг этого объекта, замены «народной» формы на общепринятую «литературную» может кардинально измениться.
Например, до 60 – х годов в русских селениях мальчишек подростков называли «подсаны». От названия «подсаны» — маленькие санки, на которые укладывали вершины 6 – 8 метровых стволов при вывозе их из леса зимой при лесозаготовках. Комель на дровни, вершину на подсани. Подсанями управляли мальчишки подростки. Откуда пришёл термин «пацан» в бытовую лексику? Из воровского жаргона, из «Педагогической поэмы» А. С. Макаренко в 30 – е годы, из фильма «Пацаны» 1983 года режиссёра Динары Асановой? «Пацан» и «подсан» фонетически омофоны, но семантика их (значение слова) различна.
Устная речь воспринимается на слух очень часто с искажениями. Причина либо в том, что говорящий невнятно проговаривает слово, а слушатель воспроизводит его, как слышит, либо то, что слово воспроизводится слушателем по правилам словообразования родного языка, либо в устройстве речевого аппарата и т.д., и т.п. Русское «хорошо» немец произнесет как «корошо», японец «х» вместо «к», ребенка приходиться учить выговаривать букву «р» вместо «л», «с» вместо «ш». На севере России «окают», в Москве «акают».
Все делаю, как учит знаток русского языка А.Н. Драгунский, в своих книгах «5 сенсаций», «Происхождение слов, цифр и букв», «Амур и Атлантида» (в соавторстве с А. Образцовым) и др. поскольку его изложение некоторых правил словообразования просто и доходчиво.
«Согласные (по моему мнению!) естественным путём разделяются по месту их произношения, а именно: губы / зубы (1), альвеолы (2) и горло (3). «Согласные одного места» могут взаимозаменяться без потери смысла.
1-я группа согласных (губы-зубы):
Б-П-М-W-В-Ф;
2-я группа согласных (альвеолы):
С-Т-Д-Н-Р-Л
(+ варианты типа «з», «ш», “th” и пр.);
3-я группа согласных (горло):
Г-К-Х
(+ их варианты типа «кх», “y” и пр.).
И неважно, получили ли мы язык прямо от Создателя или от предшествовавшей нам протоцивилизации (что очень похоже на истину!), но именно в русской речи имеются все возможные (значащие!) сочетания этих согласных, дающие базы слов, а внедрение в эти «базы» гласных (для членораздельности) даёт корни».
Можно сгруппировать согласные вот так:
1) w ⇔ в ⇔ м ⇔ б ⇔ п ⇔ ф
↓↑
2) л ⇔ р ⇔ с ⇔ т ⇔ д ⇔ н
↓↑ ↓↑
3) х ⇔ ц ⇔ к ⇔ г ⇔ ж ⇔ з
↓↑
ч / джь.
Члены одной цепочки могут спокойно чередоваться и постоянно соответствовать друг другу в близких по смыслу словах родственных языков».
«Гласные же звуки, при анализе и при сравнениях почти никогда не учитываются, так как они наиболее всего подвержены искажениям, трансформациям и прочим изменениям, тем более, что в древние времена практически во всех письменностях писались только согласные».
« При переходе из одного языка в другой слово может только укорачиваться, причем чаще всего пропадает первый слог».
Замену букв одной группы или цепочки можно делать в любой части слова. Заменять буквы одной группы или цепочки можно в любой последовательности. Т.е., например, букву «Х» на «Г». Хор/оший – Гар/ный.
А – я – о – ё – е – и – ы
} } { }
Ю –у Э Й
Как следует из этого ряда взаимозаменяемости гласных букв, чтобы произошла замена, скажем, «А» на «И», должны осуществиться сначала промежуточные замены: «А» на «О», затем «О» на «Ё», затем «Ё» на «Е» и далее «Е» на»И» …
Анализировать нужно неизменяемую часть слова. К неизменяемой части слова относится та часть слова, которая не изменяется при склонении, спряжении слова, а также при образовании из него прилагательных и глаголов. Это совпадает с понятием «корень» слова. Фатеева А. «Магия разума для русскоязычных».