28. На 45 день пути

«… пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской».  Исход.Гл.16

В Египте земледельцы, охотники, рыбаки, моряки, врачи, жрецы использовали для летосчисления  «совершенный год»,  когда месяцы и сезоны шли своим чередом.  Сначала шел «ахет», означавший четыре месяца разлива Нила, затем «перет» — время сева, совпадающее с прохладным сезоном и, наконец, «шему» — сезон уборки урожая и жары. Для удобства все три сезона сделали равными и разделили на двенадцать месяцев по тридцать дней. А это означает, что беглецы пришли на место «в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем» в 45 день  после выхода из Египта. Как мы уже говорили от Суккота до 6 катаракта (Мигдола) около 640 – 670 км.  При режиме движения, обусловленном правилами перемещения продуктов питания в виде коров, быков, овец, коз и прочей живности, а евреи вели скот – коров, быков, овец, коз, предназначенный для питания в пути, для убоя, это 3 недели движения.  25 – 27 дней в пути с учетом дней отдыха.  Да у 6 катаракта какое то время простояли. Будем считать затрачено 28 — 30 дней.  Станов у евреев от переправы до пустыни «Син» три. Это 4*3(4) = 12(14) дней движения и 3 стана. Итого 15 — 17 дней. Пройденное расстояние 420 -450 км. За весь переход до стана «пустыня Син» 1000 – 1100 км. А по времени 43 – 47 дней. Кажется, мы правильно рассчитали маршрут. Это в районе современной границы Судана и Эфиопии, перед провинциями Годжам,  Бэгемдыр, Тыграи  и Сымен. Здесь начинаются предгорные, благодатные районы. Путь беглецов определяет, причем однозначно, сезонный разлив рек и речушек. Идти можно только в междуречье Атбары и Голубого Нила, вдоль их притоков, по направлению старинного караванного путь к городу Гондер. Значительное место в торговле Эфиопии занимал вывоз золота, которое доставлялось из «земли Сасу». Ее отождествляли с различными областями в Африке, и наиболее вероятно, что речь идет о юго-восточной части Сомали. Проникали туда обычно по суше. Сасу славилась большим числом золотых копей. Эфиопы получали там же от беджа (блеммиев, согласно Козьме Индикоплову) изумруды, а затем продавали их в Индию. Изумрудными  копиями в земле Куш – Мероэ находившихся под гегемонией Аксума также владели племена  беджа. Как пример приведем следующую цитату.

            «Из года в год в землю Сасу царь Аксума направлял караван торговых людей за товарами, для обмена их на золото. Торговцы из других мест присоединялись к эфиопским, и все вместе составляли около 500 человек. В организации каравана и ведения торговли в Сасу эфиопские государи пользовались помощью «архонта Агау», т. е. правителя области озера Тана, расположенной на Абиссинском плоскогорье. Путь туда и обратно, с временем, необходимым для торговли в Сасу, занимал около 6 месяцев. Ввиду того, что при следовании этим путем нужно было переходить истоки Голубого Нила, было необходимо завершать путешествие до наступления периода тропических дождей, которые делали дорогу непроходимой. «Зима там тогда, когда у нас лето, начиная с египетского месяца Епифи (июля) и до конца Тота (сентября). Весьма сильные ливни длятся в течение трех месяцев, так что образуют множество рек, которые впадают в Нил».    КОСМА ИНДИКОПЛОВ      «Торговля в портах на Красном море и в Индии».                                                                       .            Значительное место в торговле Эфиопии занимал вывоз золота, которое доставлялось из «земли Сасу». Козьма Индикоплов определяет ее местонахождение близ Океана, как и «ладоносной земли», но проникали туда обычно по суше. Сасу славилась большим числом золотых копей. Ее отождествляли с различными областями в Африке, и наиболее вероятно, что речь идет о юго-восточной части Сомали.

«1 И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской».                                                                      Исход, глава 15.                 «36 И отправились из Ецион-Гавера и расположились станом в пустыне Син. она же Кадес».  Числа. Гл. 33. (Но это уже через год пребывания пришельцев в Абиссинии).

« 3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом.

 4 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет;».      Исход, глава 15.

Ну вот, начались настоящие испытания. Запасы продовольствия, взятые в Египте, закончились. Скотину или всю порезали или бросили на переправе через Нил – Красное море. Потому и ропот, до этого про еду не говорили. Что делать?  Но Моисей недаром провел много лет в стране Мадиамской.

«12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.

 13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана».                                                                                 Исход, глава 16.

ПЕРЕПЕЛ,  птица семейства фазановых, самый мелкий представитель куриных Перепел распространен в Африке. Он населяет поля, луга, поляны и опушки лесов (пустыня Син и Фар – Синнар). Эта птица ведет исключительно наземный образ жизни и почти никогда не поднимается на крыло, предпочитая скрываться от врагов быстрым бегом и затаиванием в густой и высокой растительности. Перепел — перелетная птица (в Южной Африке  ведет оседлый образ жизни). Основная масса птиц зимует в северных частях Тропической Африки. На юге ареала перепел прилетает на места гнездовий  в апреле-мае, а на севере ареала даже в начале июня. Весенней порой из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи перепелов. Измученные дальним путешествием, они, как правило, садятся на землю, ослабев до такой степени, что местные жители ловят их голыми руками. Израильтяне, по всей вероятности, могли столкнуться именно с таким налетом перепелов и, разумеется, воспользовались приятной возможностью, чтобы поохотиться на них.

«14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.

15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;

16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте».                                                         Исход, глава 16. Чудо о манне небесной.

Манна — 1) «м. небесная»,  2) «крупа мелкого помола», др.-русск., ст.- слав. ман (ъ)на . (Манная крупа, каша, ма́нка; манник – растение «Glyceria fluitans», укр. манна трава «манник»,

« польск. manna kasza «манная крупа, каша», trawa manniana «манник», manna samorodna – растение «Раniсum sanguinale, кровяное просо» происходят из слав. man-, ср. русск. мани́ть, обма́н; при этом имелось в виду обманчивое сходство манника и кровяного проса. Ср. также нов.-в.-н. Schwadengras – калька польск manna.       Манник — м. Травянистое растение семейства злаков с крупными метельчатыми соцветиями, растущее около воды, в сырых местах».  Толковый словарь  Т. Ф. Ефремовой.

МАННА — Собираемое в южной России (размахами сита по росистой траве) семя травы манник, Glyceria fluitans, манная крупа, манна травяная, из которой варят кашу.

Манна, или манная крупа, размолотая в крупу пшеница.

Манник, растен. Phestuca ovina, волосянка, тонконог, типчак, типец, щетка. Манная каша, сваренная из манны, травяной, либо пшеничной (манный от мана, безумный, см. манить). Манный вкус, сладковатый и нежный, мягкий; ма́нность в чае, мягкость, бархатность, нежность, отсутствие всякой терпкости.

В 1823 году немецкий ботаник Г. Эренберг опубликовал статью «Symbolae Physicae», где говорилось, что «манна» не что иное, как секреция, выделяемая в весеннюю пору тамарисковыми деревьями и кустами, когда на них нападает определенный вид тли. В этих случаях деревья выделяют особый смолистый состав, который при падении на землю, по форме и размерам напоминает зернышко кориандра белого цвета, который через некоторое время меняется на желтокоричневый. У этих кристаллических зерен манны специфически сладкий вкус. Больше всего это похоже на вкус меда, когда он уже засахарился после долгого хранения. В Библии говорится: «она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом» (Исх. 16:31).

Один человек может собрать за день полтора килограмма — количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод.. «И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» (Исх., гл. 16). При сборе нужно опередить жестких конкурентов муравьев. Начинают собирать «манну» около 8-30 утра. До этого времени муравьи малоактивны. Позднее они набрасываются на «манну» и съедают её. В Библии  «манна» «таяла». Нужно  закрывать посуду со сбором, чтобы муравьи не уничтожили  его. Точно так же было и во времена пребывания израильтян в пустыне: «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, – и завелись черви…» (Исх., гл. 16).

        «Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской».

Кстати. Не исключено, что и термин «манна» пришёл в Библию из Аравии, где местами в пустынях встречается съедобный лишайник — «манна». Научное название «манны» — леканора съедобная. Маленькие высохшие комочки «манны» подхватываются ветром и уносятся на большие расстояния, а когда ветер стихает, они падают на землю. Наверное, наблюдаемые здесь «манные дожди» послужили поводом для известной легенды о «манне небесной».Арабы, когда не хватает продовольствия, использует манну для приготовления невкусных, но все же утоляющих голод лепешек. Манна росла на плодородных почвах Сеннара, Эфиопии.