31. Стан в Рефидиме.

      «14 И отправились из Алуша и расположились станом в Рефидиме, и не было там воды, чтобы пить народу».                                  Числа. Гл.33.                                       

«1 И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу».                                                                                         Исход.  Гл. 17.

Где же находился Рефидим?

  1. Это населенный пункт на древнем караванном пути, по которому следовала армия Моисея.
  2. Он расположен следом за Дофкой и Алушой.
  3. Находиться в 3 пеших переходах от пустыни Син, от Гедарефа.

Пеший переход без обоза, как правило, 3 дня пути и один день отдыха – дневка. 3 перехода это 8 — 9 дней пути и 2 дня отдыха. Войско, как нам уже известно, шло без скота, без запасов продовольствия. Поэтому приходилось тратит время на поиски пропитания, что уменьшало время собственно движения к цели. Примерное  расстояние суточного перехода пехоты при необеспеченном питании и переносе грузов на себе в дороге до 35 км. Форсированный марш.. 50-60км.

Примерное расстояние пройденное войском от Гедарефа до Рефидима  320 — 330 км. Именно на таком расстоянии от Гедарефа находиться древняя столица страны Гондер. По современной дороге из Судана в Эфиопию от центра Гедарефа до центра Гондера 358 км. Нынешний автомобильный тракт, построенный после 2008 года большей частью проложен по древнему  караванному пути.

На путь от Суккота до Рефидима (Гондера) затрачено, по нашим подсчетам, 55 – 58 дней.

Рефидим (Гондер). Что же может означать, каков смысл данного библейского топонима? Можно представить  «рефид» в географических образах следующим образом.

Рефидим = рефид/им. Рефид = ребид = ребит = рабат.  Что в арабских странах, Пакистане, Иране, Средней Азии означает, в том числе, и караван – сарай.

Им = ин – яма, овраг и т.п. (хакас.).

Ин/ча – колодец (диалект груз).

Т.е.  им = ин  – естественная  ём/кость,  заполненная водой.

В итоге, возможно трактовать данное слово как,

                         1) «караван сарай на озере».

         « Риф — « м. морск. протяженный подводный камень, каменистый кряж,»…                                                                                       В. Даль.

Реф = рев/а – порог на реке (литв., латв.).

Реф = реп = роп – роп/ак – нагромождение льдин.

Идим = идем = эдем – рай.    Идем = эдем = Адам.   Место Адама.

Тогда « Рефидим» значит:

2) «порог рая». То, что данный вариант перевода имеет право — на существование, покажем ниже.

Рефидим, как я считаю, главный город, столица Рефаимов. «Рефаимы», в ветхозаветных преданиях, древнейшие обитатели земли Ханаанской, земли потомков Ханаана (сына Хама). Свое наименование библейские «рефаимы», а первый корень этого сложного слова — «РЕФ», второй «ИМ» получили, очевидно, по имени всеобщего закона славян «Rta — Рта» — «Рота» — РИТа.  Рефа, при замене «ф» на «т», Рефа — Рота  — РТ — Род», сопряженного с географическим понятие «ИМ».

 

«ИМ» = АМ — «Ам – рот, пасть (бур.). Падь, проход, ущелье, долина, рот – (монг). Скала, обрыв (корейск.)» или «ИН» при обычном переходе «м» в «н». Ин — овраг, яма (хакас). Овраг, ров, пещера, могила (якут). Нора, берлога, лежбище (др. тюрк.). (М) обобщенно просто Яма, то

 

Рефаим/ы можно представить правомерно с точки зрения географии проживания  как «народ ямы». Народ, следующий всеобщему закону мироздания (православный) живущий в кальдере супервулкана.

Рефидим. Реф + дим. Реф = Рота = Рт – Rta. Дим —

 

Дим – дим/иург. Демос — Демос (др.- греч. Δῆμος — «народ»). Демос — в Древней Греции божество — персонификация народа. Дим = тим.

Тим/ур. «Тиму́р — мужское имя тюркского происхождения, означающее «Железный» (узб. Темур), (каз. Темір), (уйг. Томур), (тат. Тимер). Тимур — среднеазиатский полководец, завоеватель, основатель династии Тимуридов». Википедия. 

Ур – «вершина, гора. Буквально голова». Юр – «возвышенное место, где собирается народ на сходку. Базар». (М). Ур/ал, Ур/ан, ур/а, ур/аган и пр. Тогда Тимур означает «Глава народа». «Вождь народа».

 

3) Рефидим буквально означает «закон народа». Столица рефаимов, народа закона РОТЫ.

Как видим библейский «Рефидим» кроме географического термина может быть этнонимом,  т.е. город назывался именем народа, его построившего и населявшего. Я склоняю именно к этой версии. Дабы не прерывать сейчас рассказ о маршруте исхода, мы рассмотрим её подробнее ниже.

 

Озеро в данном районе одно. Это озеро Тана. Образовавшееся на дне кальдеры. В 35 км от него находиться древний и современный город Гондер, в котором сходятся караванные пути из Египта к Красному морю. Попробуем уяснить смысл этого слова.

Гондер = гон/дер.

Гон – хон — хом — хамо – хан — хани.  Хан = ручей, арык, источник (ягдоб). Хани = водоем (тадж). Хана, хане – поселок, дом, помещение, караван сарай, постоялый двор (тюрк., иран).  Хамо – склон горы (ненец).

Ган/ах – крепость (осетин.). Ганг – обрыв, крутой высокий берег реки (осет.), река (инд.)

Кан – канал, река ( тадж., узбек., кор).

Дара, дере – ущелье, каньон, горный проход, горная речка

Ер – озеро (мар.).

1) Гондер селение у озера.  2) Караван сарай в горном проходе.  3) Селение на склоне.

Если посмотреть на карту рис.3.1 то можно убедиться в том. что Г ондер распологается на склоне горы, на мысе образованном горными реками, у горного прохода в ущелье по которому проходит древний караванный путь. Крупный, издревле укрепленный город.

Гон/дер # ред/ног. Ред ( т) = реф — порог.  Ног= нох/р (тадж., узб., араб.)  – канал, река. Нах/и – река (хинди).

  • Гондер – порог на пути.            Корень реф – роф уже встречался нам ранее. Пи – Гахи/роф. Геда/реф (Кадис – Варни). И в первом и во втором слове он означает природную преграду на пути. Или речной порог, или горную складку местности в пустыне. Теперь Рефидим он же Гондэр, названия, имеющие один и тот же смысл преграды, порога на пути. Но, если вдуматься, речной порог, кроме преграды течению реки может служить людям и местом пере/правы через водный поток. Это мелкое место, брод, по которому можно перейти реку. Брод = прод = пор/од. Пор – порог. Од, может быть, означает «место». От тюрского ода, одау, одаг – дом, жилище. Или восходит к группе среднеазиатских слов, производных   « отаг» — страна, территория, место. Брод – порог, мелкое место, пере/права. И сразу вспоминается слово пере/вал – удобный проход через гору, вал. В России множество топонимов несущих этот смысл.                                         image31
  1. Рис. 31.1. Карта Ozixplorer 500 – d37 – 32 – gif .

                   2 «И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?

                 3 И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, морить жаждою нас и детей наших и стада наши?»

              5 И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди;

             « 6 вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских».                                             Исход, глава 17.

           Моисей, кроме всего прочего, еще и обладает навыками поиска вод.  Лозоходец. Ударом посоха в скалу он указал место, где нужно рыть колодец (колодцы)  с питьевой водой.  Этому чуду он, безусловно, научился у мадианитян. Бедуинам оно известно по сей день. Они знают, что, даже  несмотря на длительную засуху, у подножия гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку, чтобы добраться до воды и утолить жажду. А Рефидим – Гондер расположен у подошвы горного хребта переходящей в долину.

      И, действительно, для питья людям можно использовать воду несколько рек, как раз к приходу евреев заполнившихся водой муссонных дождей и растаявшего снега горных вершин. Можно ли пить эту воду, раствор ила с мусором, это вопрос для знатоков. Питьевая вода здесь, безусловно, есть, но для большого количества людей ее нужно добыть.

  2.          7 И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет? ».

           «Укорение — укорить кого в чем, за что, чем, упрекать, попрекать, осуждать, винить, ставить что кому в вину, в упрек, в укор; корить; иногда народн. и церк. хулить, осуждать, бранить, поносить, ругать». Словарь В. Даля.                              .

           Сыны Израильские осуждаются за выражение недоверия Моисею – представителя Бога.

    ИСКУШАТЬ — | подвергать кого испытанию.

    Масса = маса = маза – мазать. Мазали господа словесным неверием

    МАЗЬ.   «Мажу; мазь ж., укр. мазати, мажу, блр. мазаць, ст.-слав. мазати, маж , , (Супр.), болг. мажа, сербохорв. мазати, мажем, словен. mazati, mаzеm, чеш. mazati, слвц. mаzаt, польск. mazac, maze, в.-луж. mazac, н.-луж. mazas. Родственно лтш. (iz)muozet «мучить, перехитрить» (из «намазать»), muozet «есть много, жадно; дурачить, колотить», лит. mezti «унавоживать», лтш. mezt «чистить навоз, местиж., укр. мазь, др.-русск., цслав. мазь, болг. маз, словен. maz ж., в.-луж., н.-луж. mаz м. «деготь, смола«.  От  мазать. Словарь Фасмера.    Мер/ива —  «Мер/ет — «злой дух«, новгор., тверск».                 Словарь В.Даля. Вероятно, преобразовано из мерек – то же, по мотивам табу; ср. Преобр. I, 527.См.мерещиться.

  3. Мерек — «злой дух, призрак», диал., мерекать «бредить, смекатьмеречить» замышлять дурное», меркасить «мерцать. Связано с меркать, меркнуть;»    Словарь  Мельникова.

                       Но библейский  «Рефидим» кроме географического термина  может быть этнонимом, т.е. город назывался  именем  народа его построившего и населявшего. Я склоняю именно к этой версии. Дабы не прерывать сейчас рассказ о маршруте исхода, мы рассмотрим  её  ниже.

    Рефидим, Гондер яркий пример того, что народные названия географические объектов могут менятся, иметь несколько значений зависящих от места расположения, предназначения объекта, от людей живших там в течение долгого времени и их предпочтений (Сталинград – Волгоград).

               По  пустыне Син движутся в направление  Синая.