41. Киворий — Пуп Земли, Чаша Грааля, Чаша евхаристическая (Потир), Купель для крещенния, Золотая Колыбель, церкви Лалибеллы, Ковчег Завета, русские православные храмы есть отражения – символы – знаки — модели кальдеры эфиопского супервулкана с морем горящей лавы на дне её.

                   КиворийПуп Земли.

В мифологии народов мира «пуп Земли» — место, с которого началось сотворение и упорядочение мира, место соприкосновения неба и земли, вход в подземный мир. Мировой оси — центру мира, отводилась роль зародыша, начальной точки жизни, обеспечения порядка и стабильности во Вселенной. Поэтому они становились местами возникновения культов и проведения культовых ритуалов. У индийцев  «пуп Земли» обозначается словом – «nabh» (досл. «взрываться»). В мировой мифологии слово «пуп Земли» служит и для обозначения места грандиозного взрыва открывшего вход в преисподню, в  ад. В мифологии народов мира, «пуп Земли» символизирует место возрождения человеческого рода, или место рождения первого человека.  В современном Иерусалиме, «пуп Земли» располагался прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня. Это место христианский центр Земли. Символический «пуп Земли»  находится внутри Храма Гроба Господня. Для обозначения его точного местоположения, служит киворий — мраморная чаша с шаром внутри, на которой изображен крест.

«КИВОРИЙ м. церк. ковчег для освященного хлеба, дарохранительница, или сень, под которою на престоле освящаются дары». Перед нами символ — модель кальдеры супервулкана, заполненная горящей лавой.  Кив/орий. Куйв/а – камень, горная гряда, горный массив (саами). Кив/и – камень (эст.), финск.). Куй — пещера, яма, берег, край, трещина, образовавшаяся в результате землетресения (хакас., тув., кирг.). Кв/аби – пещера (груз). Кев/и – камень. Кев – камень (хант., морд.). Край ямы. Край провала. Вершина кальдеры. Стены каменной мраморной  чаши символизирует яму, провал, вал выброшенной взрывом породы. Огненную лаву символизирует  крест на дне чаши, где крестгорение.

Кр/ест – в любом виде, есть древнейший знак символ горения, пламени, огня.

            Хр/и/стос, вознесенный на крест,это равным образом  символ горения, огня , пламени. Священный огонь славяне   получали   с помощью древнейшего  способа  добывания огня посредством прибора в котором трения вращения двух кусков дерева друг о друга, поставленных под прямым углом вызывает эффект воспламенения.

image142

Рис. 40.01   Добывание священного «живого огня».

Если первый слог «Хр» в имени Христос означает горение, то что означает второй — «стос»?.    Стос – колода, куча, груда (укр). Стос –  штабель,  горка, кипа  (белорусск).  Stöße — кипа, стопа, пачка; штабель; поленница. Stößeкипа —  стопа (нем.).  Stock{-k} m 1) запас товаров (на складе, на рынке); наличность, запа.  2) разг. запас, огромное количество.     Mettre en stock — складировать.   Tout un stock de qch — целая куча чего-либо. (фран ). Может быть и скорее всего я не прав, но хочу сопоставить «стос» и «стог». Смысл и звучание этих слов очень близки. «СТОГ м. кладь сена, неопределенной меры; … Стогом, верхом, кучей, грудой. …Стожить сено, метать в стога, класть стогами, в стог. Стоговище пск. твер. остожье, место, где стоял стог. Стожар и стожарь. сев. шест, втыкаемый твердо в землю, посреди стога, чтоб он не клонился. …местами зовут так созвездие Медведицу, южн. Воз, причислив к ней Полярную звезду, которая и представляет стожар, кол, вкруг которого ходить лось или лошадь на приколе…». Словарь В. Даля.                                          Стос и стог синонимы.

Исходя из вышесказанного  определяю значение   имени  «Христос» как «Гора пламени, огня».

Очевидно, что киворий символ кальдеры нашего супервулкана с огненным морем лавы на дне, символ места пребывания Бога, символ центра православия.  Как мы уже говорили, «пуп Земли»  в мировой мифологии это место, с которого началось сотврение и упорядочение мира, место соприкосновения неба и земли, вход в подземный мир,  обозначения места грандиозного взрыва открывшего  вход в преисподню, в  ад.  «Пуп Земли» символизирует место возрождения человеческого рода, или место рождения первого человека.  Все перечисленное с полным основанием можно отнести к Эфиопии. Место невероятного по силе взрыва подземного резервуара магмы, разделившего мир в сознаниилюдей на верхний божественный, поднебесный земной и открывшийся подземный, заполненный огнем.  На востоке Эфиопии, в долине реки Аваш, по моему мнению, находился Библейский Рай (см. ниже), где жили Адам и Ева и здесь же в 60-е годы ХХ века, были обнаружены останки существа женского пола, жившего около 3,2 — 3,3 миллиона лет назад. Существо получило имя Люси. Само название страны несет определение « начала начал». Эфиопия = э/фиоп/ия. Фиоп =  пиоп. Правомерна замена начальной греческой Ф в словах русского языка на П по схеме флешка – плешка, фламе – пламя, флот – плот и т.д. Сочетание ИО при правомерной замене О на У может читаться как ИУ. Тогда Пиоп = пиуп – пуп. Пуп или пупок рубец на передней брюшной стенке, остающийся после удаления пуповины у новорожденного ребенка. У части людей пупок выглядит как углубление в кожном покрове. Необязательно иметь богатое воображение чтобы представить кальдеру эфиопского супервулкана как пуп земли. Эфиопия Пуп Земли.

Эфиопия – Абиссиния разные имена одной и той же страны. А что значит имя Абиссиния? Аб/и/ссин/ия. Аб,об(ба, бо) – вода. Син – гребень горного хребта, грань(лезг). Син – ключ, источник, родник (коми, удмурд). Ссин/ия = Син = Небо (синева небесная). Воды с неба.

           Абиссиния.  Корень «абисс»,  написание в латинице, «abyss».  Перевод с английского  слова «abyss» в Кембриджском англо-русском словаре — «бездна». В английский язык попало из Африки, как характеристика, обозначение  гигантского, бездонного провала в земной коре, кальдеры эфиопского супервулкана. Английское»abyss» полностью соответствует первому корню русского «бездна». В русском языке: а/бис/с = бис = бе(и>е)з(с>з) – без+дна. В русском языке: а/бис/с = бис = бе(и>е)з(с>з) – без+дна. На Руси жителей и тружеников адова подземелья звали чертями, а их деток чёртовым отроьем – бес/ами. В албанском языке  bie -падать,срываться сверху. Первоначальное значение глагола – крутой горный склон.  Bjecke – склон, горное пастбище. Бескид – гора, крутизна,обрыв.

Но киворий не является  единствнным символом. Думаем,  таким же является чаша Грааля. В восточной церкви он назывался «святой чашей Господней».

Чаша Грааля.

Святой Грааль в средневековых европейских легендах чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую была собрана кровь из ран распятого на кресте на Голгофе Спасителя. По одной версии Священный Грааль выглядел как обычная глиняная чаша, большуая миска, внутри которой находится гостия (гостии — опресноки — просфоры, выпекаются из пресного теста, с рельефными изображениями распятия). По другой — этот кубок был сделан из камня, из единого цельного куска бирюзы или огромного изумруда. Старинные легенды о Граале  имеют восточное происхождение и утверждают, что в далекой труднодоступной стране высится таинственная гора Сальванс, что может означать горная котловина, храм (Сала – остров, возвышенность, роща, отрог, межгорная котловина, залив, губа /литовск., тюркс., олон. и др./, ван – местожительство, храм/арм., перс.), ванг —  котловина, впадина/ненецк/), где и находилась  Чаша.  Отсюда ее перевезли на Восток в страну Саррас (сар #  рас)),  что может означать  – страна царей,  владык,  главных,  русов. Саррас страна царя. Она —  же  «царство Иоанна»  или  «страна  просвитера Иоанна». Власть царя Иоанна (Ивана)  простиралась  на две трети мира. Его страна находилась  вблизи рая, отделенного от мира высокой горой. О том, где находился рай ВЗ,  смотрите далее. Если правы многие исследователи, в своих предположениях,  о нахождении  «царства  Иоанна»  в Эфиопии, то  гора Сальванс это область Симен, а страна Саррас сама Эфиопия, вернее область её – Амхар. Грааль. Гра+ль . Аль – артикль. Гр = гор = гореть = горение. Поскольку буквы Г и  Ж взаимозаменяемые, можно записать как ЖР.  Получаем: Грааль – Жрааль. В старорусском языке есть глагол жрети – приносить жертву; поглощать. Отсюда жрец. Наш вывод;  чаша Грааля легендарное отображение, как и киворий, символ  кальдеры  Эфиопского  супервулкана с огненным морем на дне, символ места пребывания Бога, символ  центра православия. В христианстве, совершенно сохранившем символику православия, но придавшем ей свой смысл, Грааль стал символом жертвы Исуса Христа. Аналогом Грааля в христианской церкви, католической и православной является

Чаша  евхаристическая.

Евхаристия, главное таинство христианской  Церкви, состоящее в преложении (изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (приобщение — принятие) верующих. Как писал св. Николай Кавасила, «содержание святого совершения священных Таин состоит в преложении Даров в Божественные Тело и Кровь, а цель — освящение верных, которые получают через их [Даров] принятие оставление грехов, наследие Небесного Царства и все, что [нужно] для этого». Nicol. Cabas. Expl. Div. liturg.

«Хлеб и чаша [служат] для точного подражания той самой Тайной Вечери, на которой Христос, взяв хлеб и вино и испив, сказал: Приимите, ядите и пийте от неявси: сие есть Тело Мое и Кровь Моя, показывая этим, что Он соделал нас сопричастниками Своих Смерти, Воскресения и Славы».

                                          

Рис. 41.2.  Чаша евхаристическая (Потир).

Таким же отражением кльдеры в Христианской церкви является и

Купель.

Служит для проведения таинства крещения. Большой чашеобразный сосуд, как правило в форме креста. Стенки купели отражение стен кальдеры, крест — огня, горящего на дне её.

 

Рис. 41.3. Купель. В такую купель погружают крестящегося.

Рис. 41.4.  Купель. Водой из такой купели окропляют крестящегося.

В связи с этим очень интересны караимские легенды Крыма о « золотой колыбели».

Золотая колыбель.

image143

Рис. 41.5. Словарная статья из словаря амхаро – русского языка Генкина.

Может быть, наименование нашего  Крыма происходит от вышеприведенного словарного слова, что читается как«кэррэмэ»?  «Место, где люди проводят плохие сезоны». В Эфиопии  несколько месяцев в году  осадки выпадают почти ежедневно, нередко с градом, часты грозы и тропические ливни и жители,  имевшие возможности, как и у нас, уезжали в благодатный  места «кэррэмэ – Крым» переждать непогоду?  Суть легенд в следующем.

Издревле караимы не теряли духовной связи с Иерусалимом. В Священном Писании нередко упоминаются племена гигантов рефаимов с которыми нередко соединяются и также называются рефаимами и некоторые другие племена, отличающиеся огромным ростом и силой: енакимы, емимы, зузимы, замзузимы. Может быть, это были разные роды одного и того же народа. Енакимы, зузимы, емимы, замзумимы, рефаимы. Все эти сложные слова — названия родов, имена родов. Их  объединяет наличие второго корня « — им». « «Им» или  «ин» при правомерном переходе «м» в «н». «Ин» — овраг, яма (хакас). Овраг, ров, пещера, могила (якут). Нора, берлога, лежбище (др. тюрк.). Словарь В. Мурзаева.

Полный аналог с именами этих племён и имя – караимы. Кар/а/им. Кар — Кр = гр = гор = гореть = горение. Им = ин — овраг, яма, ров, пещера, могила , нора, берлога, лежбище. Горящая яма. Караимы жители кальдеры супервулкана.По нашему мнению, в легенде  имеется в виду Иерусалим в Эфиопии, а не его средневековый клон на Ближнем Востоке.  И, если Эфиопия в древности имела налаженные связи с Крымом, то ничего удивительного в существовании на полуострове колонии выходцев из Африки. Караимов. В памяти которых  сохранились не только верования, но  и, в легендарной форме,  воспоминания  о событиях прародины.  Караим уверены, что в XI в. князь Муса (Моисей?) совершил хадж (хаждение) из Крыма в Иерусалим. ? На Родину  он вернулся с  КОЛЫБЕЛЬЮ (образ кальдеры?), в которой якобы ВЫРОС СПАСИТЕЛЬ МИРА (у православных  Ваал = Лав, у христиан Христос)? Кол/ы/бель. Слово образуют два корня. Первый  КОЛ — дом  деревня, хижина и пр. ( манси, курд. и многие др.) и одновременно БОГ. Второй Бель – бел, вел, вал, ваал. То есть буквально «Дом Ваала» или «БОГ ВААЛ». Колыбель была   спрятана  внутри горы (в подземном резервуаре расплава магмы ?).  А эта гора стала называться «Бешик-Тав»... Где Беш/ик = Бес/ик – гора, скала. Тав  = тави – исток, вершина, голова.  «Бешик-Тав» — вершина горы (гор). То же самое что и гора Рас – Дашен в области Симен. Бешик-Тав разверзнет в свое время недра, а КОЛЫБЕЛЬ ХАДЖИ МУСЫ ВЫСОКО ВОЗНЕСЕТСЯ К НЕБУ.     Произошел взрыв подземного резервуара магмы, массы раскаленной породы  высоко вознеслись к небу.? Караимское сказание связывает Золотую Колыбель со Спасителем мира, то есть, в соответствии с верою, с Христом (Ваалом).

Церкви Лалибеллы (Эфиопия).                            

В том же ряду с киворием, чашей Грааля, золотой колыбелью, находяться и подземные церкви Лалибеллы (Эфиопия). Лалибела – город, одно из святых мест страны. Все жители Лалибелы являются христианами эфиопской православной церкви. Лалибела в переводе с эфиопского означает «Пчела указала на него как на властителя». Но я уже приводил свой перевод имени. Лалибела. «Лал», древнеруское слово означающее изумруд — драгоценный камень. Бел  =  Вел. Драгоценность  Бела — Вела. В 1140 году в древнем горном городе Роха в царственной семье родился принц Лалибела, которому, согласно местному преданию, было напророчено стать правителем Эфиопии. Лалибела долго прожил в изгнании в Иерусалиме. Его эмиграция началась около 1160 года и завершилась в 1185 году, когда он вернулся на родину, и провозгласил себя царем. Правление длилось до 1121 года. Своей столицей он сделал «Poxy» – город, в котором  родился и который теперь был переименован в его честь в Лалибелу.

Небольшое отступление по поводу города «Роха».  В слове «Роха» корневая основа рох  = рог. В древних географических названиях всегда очень чётко отражалась характеристика места расположения объекта или народа живущего там. В географических терминах «рог» это скальный выступ на возвышенности, или мыс при слиянии рек, или резкий выступ материка  в водоеме, или озеро раздвоенное, состоящее из двух частей. При анализе размещения на территории Европы и бывшего Советского Союза топонимов с корневой основой «рог» и производных ( с иной огласовкой — руг, рег, рек, рак, рук …) нашёл около 500 подобных. Больше всего в Центральной России. Например, одних только сёл и деревень под названием Рогачёво более 20. Есть Рогачёво и в Болгарии. Интересно, очень немногие размещены так, что их названия можно было бы соотнести с географией. Белорусское Рогачёво при впадении реки Друть в Днепр или Рогосары (болотный мыс) в Ленобласти. Следовательно, они названы по имени народа пришедшего на эту землю и обосновавшегося здесь на века. Такой народ известен. Это  «роги», «руги», «розы» …, которых профессиональные историки сейчас считают русскими. По размещению топонимов можно понять пути движения этноса при его миграции. Начало исхода — Ближний Восток, где потомки оставшихся здесь ныне зовутся сир/ийцами ( Сир # Рис = Рус) с  их городами Да/МАСКом (Москва), А/ ЛЕППО (лепый — красивый, приятный), РАККА (РОГи), а также кур/дами. Самоназвание западных курдов  — «рожены», или учитывая постоянные переходы  согласных звуков в диалектах одного языка, рогены (роги). В словаре курдов множество  слов по смыслу и звучанию схожих с южно — русскими. Потоки миграции этноса можно проследить по размещению топонимов. «Роги» шли через Причерноморье, по Азовскому морю, Днепру в южную Россию, а в основном в Центральную Россию. При миграции в Европу через Балканы здесь остались жить сербы ( древнее самоназвание «рашка»), черно/гор/цы, хор/ваты и пр. Остров Рюг/ен на Балтике. Нас, к сожалению, в школе не учат, по настоящему, русскому языку.  И мы не знаем, что многие слова русского языка имеют смысл при произнесении их, или чтении, в любом направлении, слева направо или справа налево. И тогда   корень слова РОГ в обратном прочтении ГОР. Но это не гора, а гор/ение — пламя, огонь. Если вдуматься, то мы  видим здесь слово понятие — горящая (гор) вершина (рог), а попросту вулкан. Скорее всего самоназвание РОГ/и связано с местом пребывания  русского этноса. Это горная страна вулканического происхождения. Симен и город Роха. В этом же ряду:  русский святой Геор/гий, православная Гр/узия, Кр/ест (  Кр= гр= гор = гореть = горение.  Кр/ест – в любом  виде, есть древнейший знак символ горения, пламени, огня.  Да и имя Христос означает  гора пламени, огня.    Хр = кр = гр — горение. Стос – колода, куча, груда (укр). Стос –  штабель,  горка, кипа  (белорусск).  Stöße — кипа, стопа, пачка; штабель; поленница.  Теперь понятно почему у прибалтов, когда то  славян, их  святыни и  алтари зовутся РОГ/ас.

«Лалибэла должна была стать Новым Иерусалимом в ответ на захват Иерусалима мусульманами, поэтому многие из исторических зданий города имеют название и конструкцию зданий Иерусалима».                           Википедия.

Странный факт из истории  крестовых походов. В 1099—1187 годы  ближневосточный  Иерусалим является столицей королевства крестоносцев. Город обезлюдел. Крестоносцы вырезают и мусульман и евреев и, чтобы заселить город, привлекают туда арабов-христиан. Многие мусульманские мечети были превращены в церкви.  Император Эфиопии Харбай обращается к Папе с требованием предоставит церкви придел в храме Гроба Господня. Папа не отказывает, но и не  соглашается удовлетворить просьбу. В 1187 году Саладин  изгнал крестоносцев из Иерусалима и эфиопская община бежала вместе с другими восточными христианами на Кипр. Но, в 1189 году,  Саладин разрешил эфиопам вернуться и удовлетворил просьбу нового императора (сменившего Харбая) Лалибеллы предоставил им в собственность придел Обретения Креста церкви Гроба Господня. Логика авторов статей Википедии потрясает. Благодетель  дал нам придел в храме, а мы назло ему за это свой городок назовём Новым Иерусалимом поскольку старый им, мусульманином,  захвачен. По моему же мнению, Лалибэла основал в Рохе новую столицу эфиопского православия взамен утраченной в Иерусалиме – Гондере. В отношении же получения эфиопскими христианами  от Саладина придела в храме Гроба Господня, то есть того, чего они не могли добиться от римского Папы, причина может быть в том, что и тот и другой знали, что подлинная  Родина Иисуса Христа это Эфиопия, а не ближневосточный Иерусалдим. Об этом поговорим ниже.

Лалибэла строит здесь  одиннадцать прекрасных монолитных церквей. Считается, что все 11 храмов Лалибелы были созданы всего за 20 лет (в те времена, когда в Европе храмы строили десятки лет).  Это невероятно, даже с учетом того, что храмы вырублены в массиве довольно мягкого туфа. Ведь требовалось не только создать многоэтажные храмы, но и сделать вокруг них проходы, доходящие порой до 10 -15 метров шириной, равно как и сделать специальные дополнительные сточные каналы для того, чтобы отводить воду с окружающих возвышенностей и гор.   Церкви точно не датированы, считается, что большинство из них были возведены в период правления Лалибэлы, в течение XII—XIII веков, но есть мнение о постройке некоторых из них на 500 лет ранее. Всего насчитывается 13 церквей:  «Бет Медхане Алем» (место нахождения креста Лалибэлы), считается крупнейшей монолитной церковью в мире. « Бете-Голгофа» известна своими произведениями искусства, в ней находится могила царя Лалибэлы. «Бете-Голгофа».  «Кэ – бэт/ач (амхар.)» — под  Бете-Голгофа.  Вроде Голгофы. Под Голгофу. Смысл — копия Голгофы. Часовня «Селассие» и могила «Адама». «Бет Гиоргис» — покровителю эфиопов и другие. Скальные церкви сооружения исключительно средневековой эфиопской цивилизацией, в традициях  следующих стилю местных возведённых прототипов. Рис.40.6., 40.7.  Они  расположены  на большой глубине, и к ним можно добраться только через специально прорубленный тоннель. Вероятно, Лалибела на самом деле не создавал эти храмы с нуля, а занимался восстановлением каких-то куда более древних эаброшенных сооружений. Местная легенда утверждает, что днем над созданием этих храмов трудились люди, а ночью – ангелы. А вот другое предание упоминает о том, что на строительстве были задействованы некие «белые люди»! В городе Лалибэла, с лёгкой руки  Святого  Гебре Мескель Лалибэла (Святого Раба Креста  /Москаль/, драгоценного камня  Ваала — Белбога)   названия некоторых мест и общий вид самих высеченных в сплошном камне церквей такие  же  как  в Иерусалиме  в Святой земли. И протекающий здесь ручей  называют Иорданом так же  как озеро Тана. Но утверждать, что  Лалибэла реплика ближневосточного Иерусалима, я бы не стал.

image144

Рис.41.6. Подземные церкви Лалибеллы.

image145

Рис.41.7.  Подземные церкви Лалибеллы.

        Опять рукотворное отражение необычайного масштаба   кальдеры  Эфиопского  супервулкана (подземный объем) с огненным морем на дне (представленным в виде крестовых церквей  на дне подземелья посвященных Хр/исту, Геор/гию, Богородице (Бетэ Дэнагыль), посвященная мукам Пресвятой Девы ) символ места пребывания Бога, символ  центра православия.

Православные Храмы.

Православный храм в сложившихся  формах означает  Царство Божие в единстве  Божественного, небесного и земного.  Храмы в виде креста означают, что Крест основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означали вечность Царства Небесного.  Круг — это символ вечности.  Храмы в виде восьмиугольной звезды (восьмиугольного креста) символ  Церкови как путеводной звезды.  В православной России часто в  средней части  храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю.  При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамение Креста .Во множество православных храмов на полу имеются изображения креста в различных его формах, как в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

image146

Рис.41.8.

             Или,  подобные обнаруженному археологами в Израиле  в украшенном мозаикой 1500-летнем храме. Рис.40.9

image147

                                                                              Рис.41.9.

.Или,  подобные  восьмиконечному кресту на  полу в приходе Свято-Елисаветинского Женского Монастыря. Рис. 41.10.

image148

Рис. 41.10.

Или шестиконечные кресты на полу храма Христа Спасителя в Москве , а также  орнамент со звездой Давида из эфиопской церкви. Звезда Давида шестиконечный крест. Это главный символ эфиопского христианства. image149

Рис 41.10.

image150Рис 41.12.

Или в виде свастики на мозаике пола времен Константина и Елены в базилике Рождества Христова в Вифлееме. Рис 41.13.

image151

                                                                                 Рис 41.13.

Изображение креста на полу храма издавна вызывало протест верующих не желающих топтать ногами святыню. Решение 6-го Вселенского Собора (III-го Константинопольского, 680-681 гг.).   «Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучать».  Подобная практика была поставлена вне церковного закона, но закон не работал.  Православная Традиция оказалась сильнее голоса  иерархов Христианской  Церкви.

image152

  Рис 41.14.

                                 Церковь это, как правило, каменный,  полый внутри объем с изображением креста в нижней части.  Закрытый сфер/ой (свер/ху, при переходе ф > в), куполом храма. На церквях посвященных Богоматери купола синии или голубые.  Вновь перед нами символ — модель кальдеры с горящей лавой на дне — крест, каменным валом вокруг — стены храма и небесным  сводом — синий купол.

Все перечисленные символы веры объединяет представление их в виде ограниченного стенами объема (склоны кальдеры),  на дне (внутри) которого размещено изображение креста,  или рельефное изображение распятия на опресноках, или Христа (Христа = крест/а – горение, огненное море лавы), или каменных скрижалей (крыж – крест). Во всех случаях, а к ним можно, с полным основанием, добавить «Покровский  храм» на Красной площади в Москве, изукрашенный Ковчег, где хранилась икона «Пирогощая». А, может и циклопическую Стену плача на Храмовой горе в современном Ерусалиме. Теперь, после понимания первичной сути символов, Вас, как и нас, будет преследовать это понимание. Повсюду, в христианской иконографии, в архитектуре храмов, в символах веры, будем искать знакомые образы и находить их.