6. Сухопутные торговые пути античности и раннего средневековья.

Многое становится понятным в истории народов, государств, в деяниях исторических персонажей всех времен, когда знаешь или догадываешься об истинных причинах этих деяний. Определить истинные мотивы событий, поступков вершителей людских судеб сложно, но можно. Главное, на уровне правителя любой структуры, будь то государство, учреждение или предприятие, сохранение подконтрольной организации и расширение её возможностей за счет кого угодно и какими угодно способами.   Сохранение власти — особый вопрос и мы его касаться не будем, а вот способы преумножения возможностей рассмотрим на примере государственного объединения. Неважно какого и где расположенного.

Государство процветает, если у него большое и сытое, трудолюбивое, платежеспособное  население, государственная элита, ориентированная на развитие своей страны, как источника личного преуспевания, плодородная земля и вода, есть полезные ископаемые и организована их добыча и переработка, сильная, обученная и хорошо вооруженная армия, слабые соседи, излишние нужные ресурсы, которые можно выгодно продать, международные торговые пути проходящие через территорию страны.

Ресурсы, пути доставки и рынки сбыта — вот причина всех войн в истории человечества, даже тех, которые принято считать религиозными.

Если у государства, отсутствуют какие либо составляющие благополучия, то их можно создать трудом населения или отнять у соседей.

Абсолютное  большинство правителей  давних времен  всегда оберегали караванные пути проходящие через их страну  и запрещали грабить купцов,  приносящих им огромную экономическую выгоду в виде пошлин и подношений. Они боролись всеми силами с теми, кто пытался обидеть  торговцев, понимая, что торговля приносит намного больше пользы, чем грабеж. На протяжении столетий складывались торговые пути сначала в отдельных регионах, а постепенно и на более обширной территории.

Давайте   посмотрим на обжитую часть Ойкумены  2- 4  тысячелетней давности в представлении античных авторов  с точки зрения мировой торговли.  Об этом писали Геродот, Клавдий Птолемей,  Арриан,  Аммиан Марцеллин  и другие историки, географы и литераторы.

Человечество в основном населяло в те времена благодатные территории Китая, Индии, Иранского плоскогорья,  Месопотамии, Переднего Востока, Малой Азии, Аравии, Африки. Черное и Средиземное море были внутренними морями, не имевшими выход в Мировой океан. Северное побережье этих морей, как и Европа в целом, редко  заселено. Цивилизация приходила сюда в виде колоний выходцев из Африки, Междуречья, Передней Азии. Это Гиперборея древних.

«Юлий Цезарь в своей знаменитой «Галльской войне» утверждает со всей авторитетностью непосредственного свидетеля, что еще в 1 веке до н. э. все народы континентальной Европы, за исключением кельтов, жили в шалашах, воевали примитивным оружием, приносили человеческие жертвы (это относится и к кельтам); они не умели обрабатывать камень и не знали каменных построек, у них не было городов, храмов, мостов и оросительных каналов. Там, где уже существовали центры цивилизации, их было мало, они были удалены друг от друга и всегда развивались из колоний бассейна Средиземного моря».                 http://forum.hari-katha.org

Дальнейший текст создан на основании работы  видного востоковеда, специалиста по экономической истории А.М. Петрова (1946–2010) «Великий шелковый путь».

«Страшная засуха поразившая центр Евразии на протяжении 2 – 1 тысячелетий до нашей эры вызвала  перемещение огромных масс пастушеского и земледельческого населения из районов Средней Азии, Нижней Волги, Дона и Днепра, юга Урала и Ирана на запад в Малую Азию, в дельту Нила и на юг Балканского полуострова, а также в центр Европы, на Нижний и Средний Дунай и далее в Скандинавию, Британию, на Пиренеи. Апеннины, Балканы.  Главная цель передвижения  – стремление обрести плодородную землю и воду».  А.В. Гудзь  – Марков. Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира.

Моё мнение. Причина засухи в Евразии и её последствия — падение гигантского космического тела в океан, образование пролива Дрейка, катастрофические цунами (великий потоп) уничтожившие всё живое в Африке, Аравии, Австралии. Но миграция шла в противоположном направлении.

Именно этот  огромный маршрут  от восточных берегов Азовского моря в центральную Азию  до Сыр-Дарьи  и предгорий  центральноазиатского горного массива служил путем миграции населения, о причинах чего и направлении которого  сказано в предыдущем абзаце.

 image33

                                                                                Рис. 6.1.

Империя Ахеменидов (Рис. 6.2.) имела  свой трансимперский маршрут, называвшийся  «Царская дорога». (Рис. 35.). Его протяженность составляла около 2,2 тыс. км. Она начиналась в Малой Азии от Сард, а несколько позже от Эфеса на побережье Эгейского моря и шла в Иран — в царскую резиденцию Сузы, а оттуда  дальше: в Афганистан и Северо-Западную Индии ( Рис. 34).image34

Рис.6.2. Империя  Ахеменидов и «Царская дорога» (коричневая  линия).

            К западу от Ирана были и другие древнейшие пути. «Лазуритовый путь» поставки Бадахшанской ляпис-лазури через Персию   в Месопотамию  и Сирию в Египет. Через Суэцкий перешеек шли пути в Африку.  «Via Regia («Царская дорога») — один из древнейших торговых маршрутов в истории, который вел из Египта вдоль линии водораздела на плато на восточном берегу Иордана, через Дамаск в Междуречье и Персию. Via Regia началась в Египте в Гелиополисе, оттуда шла на восток, через Клисму (современный Суэц), через перевал Митла, египетские форты Нехл и Темед, через пустыню Синай в Эйлат и Акабу к медным рудникам Тимны. Оттуда Via Regia поворачивала на север, поднимаясь на плато к востоку от долины Арава, где её пересекали Дорога специй и Дорога благовоний, мимо Петры и Маана к Удруху, Селе, и Шобаку (во времена крестоносцев крепость Монреаль). Далее она проходила через Керак в Мадабу, Рабат-Аммон (современный Амман), Джараш, Бостру, Дамаск, и Тадмор, и оканчивалась в Ресафе (около Эр-Ракка) на Евфрате.   В отличие от Великого шёлкового пути, основной товаропоток Via Regia составляли товары, жизненно необходимые для функционирования экономики. На север шли зерно, медь, льняные ткани; на юг — железо, рыба, шерстяные ткани. Via Regia оказывала важное влияние не только на страны, через которые проходила, Идумею, Моав, Набатею, города Декаполиса, но и на соседние, являясь не только мощным экономическим, но и военно-политическим фактором путем миграций». Рис. 6.3.      Википедия.

image35

 Рис.6.3.

           В вавилонское,  ахеменидское,  и тем более в эллинистическое время,  русло сухопутных коммуникаций от берегов Средиземного моря на Средний Восток уже полностью определилось. Рис.6.4.

image36

   Рис.6.4. 

В Среднюю Азию можно было попасть по «дороге благовоний» не только из  отдаленных районов Индии или из Среди­земноморья, но также из Аравии. Кроме «благословенных» благовоний по караванным путям в громадных объемах перемещались «желанные пряности».

       Путь благовоний и пряностей это, кроме сухопутного и морской путь по Красному морю в Индию и далее в Южный Китай. По его сторонам находились «счастливая Аравия» и Эфиопия.

Начало пути от Средиземноморья — по перешейку в Красное море и далее плавание по нему до выхода в Индийский океан.Сухопутный путь благовоний и пряностей Аравийского полуострова попадал в  целый «коридор» сухо­путных коммуникаций, идущих на восток. Аравия была связана с этим «коридором» и маршру­тами от берегов Персидского залива (Рис.6.5.).image37

Рис.6.5.

На Рис.6.6. более подробная карта караванных путей, по которым доставлялись благовония.image38

Рис.6.6.  М. Д. Бухарин.  «Аравия, Восточная Африка и Средиземноморье. Торговые и историко – культурные связи».

По Большому Кавказу проходил маршрут от берегов Черного моря до Индии. Часть маршрута проходила по судоходной Амударье, которая имела, кроме Аральского, ещё один рукав, впадавший в Каспийское море и ныне исчезнувший – Избой. По ней к Черному морю доставлялись индийские товары. Рис.6.7.image39

Рис. 6.7.

Совместим все эти условные русла сухопутных коммуникаций в единую схему. Она грандиозна, практически всеохватыва­юща. Более того, к ее основным очертаниям уже мало что доба­вится в последующие cтолетия. Однако это фундамент. Достраивать межазиатскую и азиатско-европейскую систему сухопутных связей че­ловек предпочтет именно на ней. Рис.6.8.image40

 Рис. 6.8.

Маршрут сообщения с Китаем. Он начиналась в Сиани, шел в Ланьчжоу, затем разветвлялся в Таримском бас­сейне на северную и южную ветви, которые на за­паде  Синьцзяна тоже давали свои ответвления. У современного Кашгара,  дробясь на не­сколько больших и малых трасс, он вливался в да­вно установившуюся систему маршрутов из Средней Азии и Индии до берегов Черного и Средиземного морей.

             Этот путь шел через римский пограничный город Гиераполь у Евфрата, пересекал Месопотамию, на­правлялся к Тигру, затем в Экбатаны в Мидии, оги­бал с южной стороны Каспийское море, проходил древнюю столицу Парфии Гекатомпил, Антиохию Маргианскую, Бактры и через Комедские горы по­падал в бассейн реки Тарим. Оттуда он вел к столице Се­ров. Это и есть классическое античное описание пути, который обычно принято называть Великим шелковым. На Рис. 6.9.  подробная схема пути  Китай – остальной мир.

image41

Рис. 6.9.    

 

                    image42

Рис. 6.10.Такова примерная схема основных сухопутных торговых путей Древнего мира.