14. Суккот.

Первый стан в Суккоте у второго катаракта. Это место общего сбора. Суккот это и селение у Нила это и, как обозначено на некоторых картах, долина. «Dar Sukkot». «Дара (афг.) – равнина. Дере (перс.) – долина». Обширная приречная долина отличное место для сбора и размещения подходящих отрядов рабов и  их первичной организации. Это хорошо видно на картах Рис. 52, 53.  Повторюсь, поскольку важно. В когда то едином языке, по мере расхождения и обособления его носителей, нарастали естественные  различия произношения  звуков. И если знать соответствия согласных, то можно понять первичный смысл слова. Гласные звуки большого значения в этом процессе не имеют. Так согласная К может звучать как Х или Г. Согласная Ф как В, Б, П, Т, Д.

Отсюда Суккот = Сукхот = Сукот  = Су + кот. Су – вода, река (тюрк.). Кот  можно представить как кот = хоф – хов — хову – степь, поле (тув), гоби (монг).      Степь, поле у течения воды.

Суккот, в обратном чтении   Ток + кос = ток — течение, движение воды. Кос – суша (коми).image54

Риc. 14.1. «Аrabia 1804». «Большие карты» сайт Redrik.

              Показательно, что селение находилось в районе современной границы Египта и Судана. А на приведенной выше карте и на территории Судана, т. е. древнего царства Куш. Еще более показательно,  расстояние, что просили евреи у фараона в  3  дня пути это 80 – 90км по территории Нубийской пустыни – царства Куш. До 3 —  порога 200 – 210 км –  неделя движения по земле царства  Куш. При переходах скотине – быкам, овцам, ослам было что пить и есть, поскольку  в древности, между вторы, третьим и четвёртым порогами, лежала широкая, обильно орошаемая водой долина с хорошо обрабатываемой почвой. Она являлась сердцем древнего Кушанского царства, к которому  египтяне относились со страхом и презрением. Это враждебная Египту территория и длительное время неподконтрольная ему.  «Куш». Современными учеными происхождение названия «Куш» не установлено, а по моему мнению, следуя моему источнику – словарю Э. М. Мурзаева и приведенной выше методике означает:

Куш = каш/ка – сухой, высыхать (чагат.).  Куш = кеш = киш – населенное место, жилище, поселок, кишлак, селение(ср.азия, тюрк., азерб.). Куш – голое место без растительности место (коми, удмурд). Но, судя по карте, в данном случее, более всего подходит перевод. Куш – жилища на стойбищах. В древности Куш называлась страной Нехсиу. Это территорияч современного Судана и части Египта.

«Нехсиу = нех+сиу. Нех (них) – река (лакс), нехр = нахр (араб., тадж.) связан с арабским бахр, в том же значении. Сиу = су — вода (термин сохранился и широко распрастранен в тюркских языках)».   Воды реки.

Судан = су+дан. «Су – вода (тюрк). Дан (тан) – вода, река, озеро, ручей (иран Нехсиу и Судан,   одно и тоже слово, лишь в различном произношении. Ярий пример неизменности названия гидронимов во времени, даже при смене окружающего населения.

В своей  работе «Очерки этимологии» известный российский учёный Ю. В. Откупщиков,  анализируя книгу Э. М. Мурзаева «Очерки топонимики»,  критиковал последнего за « Сомнительность результатов, когда с такой легкостью этимогизируются такие географические названия по модели «вода» плюс «вода», станет достаточно ясной, если мы попробуем, например, топоним Судан расчленить на тюрк. СУ « вода» и иран. DANY «вода, река». Жутко подумать,, что произнс бы уважаемый маститый ученый, столкнувшись с моей дилетанской этимологией топонима Судан. Воды реки.

Замечательно, что служебное одеяние католических священников называется «сутана» и очень напоминает традиционную  одежду  арабов  — длинную,  до  пят, свободную хлопчатобумажную   рубаху. В Египте она называется галабея, в странах Аравии дишдаш. Галаб/ея # балаг – палаг = полог. Бал/аг = о/бла/чение.

Нехсиу,  населенная африканцами, располагалась  на юге, за нильскими (между 1-м и 4-м) порогами.  Протянулась  более чем на семьсот километров по нильской речной долине. Но есть свидетельства того, что когда то территория Куша простиралась, по крайней мере, еще на 300 километров ниже по течению Нила, до города Гош эль-Геруф (Hosh-el-Geruf).

Фараоны Египта совершали постоянные воинские походы в Куш. Главной целью походов египетских фараонов в Нубию являлись золотые рудники. Прежде всего, известна «страна золота» Акита, крупный золотообрабатывающий центр, который действовал  здесь около четырех тысяч лет назад и располагавшийся к югу от Асуана, в нубийской пустыне.  Она была завоевана Рамсесом II. Золото Нубии стало главным источником благосостояния Египта в эпоху фараонов XVIII династии. На эти средства возводились колоссальные храмы в Луксоре и гробницы в Долине царей. Подсчитано, что при Тутмосе I (1555–1501 гг. до н. э) с золотых рудников Нубии Египет получал ежегодно до 40 тонн золота. Такого количества не добывалось во всем мире вплоть до 1840 года.  На кушитов налагалась дань. Конечно,  прежде всего, золотом. Кроме золота, Египет получал из Куша ежегодно эбеновое и камедное дерево, слоновую  кость, страусовые перья и яйца (их скорлупа использовалась в ювелирном деле), красную охру, благовония и масла, зерно, скот, живых леопардов и леопардовые шкуры, живых жирафов и кончики жирафьих хвостов, собак и обезьян — бабуинов. Египтяне возводили крепости на берегах Нила по границе с Кушем, которые  служили опорными пунктами египетского владычества; они же были проводниками цивилизации Египта в Куш.  Главная торговая фактория Египта в Куше, находилась в крепости Икен (современный Миргисса),  у 2-го порога.

Таким образом,  беглецы, собравшись у селения Суккот на границе Египта и Куша,  через 3 дня пути не остановились для моления, а двинулись дальше вдоль Нила в сторону Куша, постоянного противника и врага Египта. Двинулись по древнему караванному пути от берегов моря в  Египет, по которому в свое время уходил в землю Мадиамскую и Моисей. В земле Куш они были беглецами из Египта, т.е. врагами египтян, ищущие от них спасения, а, значит, по принципу, враг моего врага мой друг, могли рассчитывать, по крайней мере, на нейтральное к себе отношение и беспрепятственный проход через территорию земли.

            «18 И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской».            Ветхий Завет. Исход.Гл. 13 –18.

Море —  впереди за горами, за долами.  Далеко, конечно, но если идти налево, на северо — восток, к морю, что сейчас зовется Красным, параллельно границе Куша и Египта, выйдешь к берегу (в районе современного Порт – Судана). Это, примерно, вписывается во временные рамки перехода указанные в Библии. Преодолев все трудности, связанные с преодолением пустынных районов, маловодных и без кормов для животных (земля Куш – это территории в основном примыкающие к Нилу), потеряв скотину и, неизвестно сколько, людей, оказываешься на берегу водного пространства шириной около 300  км. З00 км это 10 – 12 дней пути. Направо, на западе, моря Чермного нет. А впереди, на Юге, только Нил.

При своем Исходе  из Египта израильтяне не пошли по прямому, но многолюдному и хорошо охраняемому торговому и военному пути.

«по дороге земли Филистимской».                             Ветхий Завет. Исход.  Глава 13:17.

Длинная цепь египетских укреплений, возведенных вдоль этой дороги, была описана фараоном Сети I в его карнакской надписи. Вместо этого евреи двинулись

«дорогой пустынною к Чермному морю»      Ветхий Завет.  Исход. Глава 13:18.      Проследим путь движения  по Рис. 54.

image55

Рис. 14.2. Карта из атласа мира М 1: 75 000 000

           Красным  цветом показан маршрут движения от Соккота (красный овал вверху изображения) древним караванным путем  долиной  Нила до пирамид Мероэ, а затем 220 км через пустыню по Нильской излучине до 6 катаракта. Красным овалом отмечены возможные места станов  колонны на маршруте. Стан это 1 -2 дня отдыха через 3 — 6 дней движения. Стан от стана 100 -180 км пути. Промежуточные станы от Суккота до Ефама  в Ветхом завете не названы, поскольку для путешественников зтот переход не представлял затруднений. Также овалом стан Ефан (на современной карте колодец Фанга), 6 — ой  катаракт. Зелёным овалом отмечен оазис Байюда с мощьным источником воды. Байюда = Вайюда = вода. От Суккота до 6 катаракта около 640 – 670 км. 3 недели движения. 25 – 27 дней в пути с учетом дней отдыха. И вот Моисей с командой вновь у Нила.

Древние египтяне звали реку в пору наводнения  морем.  Наши современники, жители долины Нила называют эту великую реку именем «аль — Бахр» – море. И это трудно назвать преувеличением, так как Нил в период разлива, в июле и по октябрь был действительно морем, шириной до 20 км и длиной более 800 км.  Разлив Нила связан с сезоном больших дождей  (июнь—сентябрь)  «кырэмт».image56

Рис.14.3. Словарная статья из словаря амхаро – русского языка Генкина.

              Может быть  производная «кэррэмэ» это Крым. «Место, где люди проводят плохие сезоны» — Эфиопии, где в это время осадки выпадают почти ежедневно, нередко с градом, часты грозы и тропические ливни. «Благодаря обильным осадкам горная Эфиопия стала своеобразной водонапорной башней северо-восточной Африки, главным поставщиком воды и плодородного ила для великой реки континента — Нила. К его бассейну относятся Аббай (Голубой Нил), Тэкэзе-Атбара, Баро. Их водосборная площадь охватывает примерно 1/3 территории страны, однако на эти районы приходится половина всех выпадающих осадков. Доля Аббая и Атбары составляет в общем стоке Нила более 70%».                                                   «Эфиопия» Коровиков В.

В Священном Писании  слово море — большое скопление воды, часто имеет символический смысл.  Здесь этим словом обозначены великие реки: Евфрат (Иер 51.36,42) и Нил (Наум 3.8). В еврейском оригинале Ветхого Завета рабы, в бегстве от фараона,  перешли водную преграду, на иврите звучащую как «Yam Suph» (ям суф), буквально  «море камышей». Можно  еврейское «Yam Suph» переводить как «Тростниковое«, но не как «Красное» море. Представляется весьма маловероятным, что речь здесь идет о северной части Красного моря, именуемой сегодня Суэцким заливом.  Во — первых, в Красном море нет тростниковых зарослей.  Во — вторых, судя по библейскому рассказу, «Тростниковое море» являлось границей между землей Египта и пустыней. Красное же море отделено от Египта сотнями километров. Нил естественная граница Египта и пустыни. Берега Нила покрыты зарослями  тростника.  В начале разлива вода Нила имеет зеленоватый оттенок, а с приходом воды с Абиссинского нагорья, что приносят Нил и Атбара — Текезе – красный. Вот это и есть Чермное (красное) море – Нил,  воды которого окрашены в красный цвет притоками, берущими начало в Эфиопии. Это время «Красного Нила». «То есть, в Библии название «Красное море» — не топоним, а прямое указание на цвет воды. … А все просто: Красное море получило свое нынешнее название очень недавно. Есть карты, где оно называется «Mare di Mecca» (1660 год), «Mer Rovge, Mer de la Mecqve» (1683 год), «Mare Erithraeum» (1712 год), «Mare Rubrum, Mare Meccense, Sinus Arabicus» (1714 год), «Red Sea» (1774 год) и снова — «Sinus Arabicus» (1812 год). Как видите, топоним «Красное море» в XVII-XVIII веках еще находился в стадии становления, а значит, море переименовали, следуя тексту Библии, – уже в новейшее время». А. Степаненко. Книга «Истории больше нет»: http://historyisnomore.blogspot.com/. В этой работе г. А. Степаненко впервые, как мне кажется, предположил, что  Моисей шёл со своими людьми в Эфиопию, но, сожалению, обошёлся одним лишь предположением, никоим образом его не обосновав.

Водный поток несет в это время столько красного ила, что меняет и цвет, и консистенцию напоминая густотой кисель.  Половодье длится около трех месяцев. Затем в течение восьми месяцев вода постепенно спадает, и к началу июня Нил высыхает настолько, что ширина его уменьшается вдвое,  против обычного.  Это описание принадлежит очевидцу, наблюдавшему Нил до постройки Асуанской плотины.  Создается впечатление,  что река вообще не течет, а стоит на месте. Глинистые отмели и массы засохшей черной грязи тянутся вдоль обоих берегов. Вероятно, в древних текстах, необозримое водное пространство имело для человека одинаковый смысл – море. И только спустя много времени люди научились различать, реку от озера, озеро от моря и море от океана. Но для этого требовалось научиться плавать по рекам, озерам, морям и океанам.

Двигаться в нужном направлении беглецам было нетрудно,  если идти по берегу реки. Воды вдоволь, скотину кормить можно. Вдоль берега зелень всегда найдется. Можно и у египтян  что-то прихватить. Не просто так, деньги есть. Ну,  а в том случае, если для того, чтобы сократить путь,  нужно было отклониться от берега,  был постоянный ориентир, указывающий направление.

« 21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.

             22 Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа». Ветхий Завет. Исход. Глава