11. Подготовка Исхода.

« 1. После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

                2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.

              3 Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом».                                                                  Ветхий Завет. Исход. Гл. 4.

Давно задуманное действие вступило в следующую фазу. В Египте не осталось, за истечением времени, кто знал бы Моисея. Во главе Египта новый правитель. Но  операция  продолжается. И возглавить ее должен основной исполнитель, Моисей. Благо жив и здоров. Несмотря на то, что он не оратор, не лидер, подвержен колебаниям и страхам. Главное – ему доверяют, в нем уверены, он хорошо изучил местность, обычаи и нравы людей. Он свой человек в земле Мадиамской, здесь у него  агентура и тесть, резидент. Но нужно подготовить  основное звено, иначе все сделанное до сих пор станет никому не нужным. И это основное – люди. Армия людей, которая должна вторгнуться в Мадиам и закрепиться там. Никто не должен знать тайного смысла операции.  Иначе она не удастся. Людей нужно использовать  « в темную».  Поставить их в такое положение, чтобы они  сами стремились вырваться из Египта. Туда, где они получат свободу и спокойную, сытую жизнь. Туда, куда их поведет вождь, человек которому они верят. Фараон поступает логично, с точки зрения всех сторон процесса. Почему он должен отпускать рабов, рабочую скотину, молиться  какому — то неизвестному фараону Богу? Работать надо, а не молиться.

              «4. И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу.

  1. И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его.
  2. И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря:
  3. не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому,
  4. а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему;
  5. дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами».                                                                               Ветхий Завет. Исход. Гл. 5.            

Своими указаниями фараон превратил  жизнь евреев из нелегкой  в невыносимую. Собирать солому на поле после уборки хлебов для формирования кирпичей  – простой крестьянский труд, а вот жнивье (корень с остатком соломы) выдирать из земли очень тяжелая работа. Крестьяне, во всем мире, после уборки урожая выпасают на поле скот  или   просто запахивают жнивье, дабы не разрастались сорняки. Не удивительно, что начался ропот народный, несмотря на все посулы  Моисея. Мотив,предпосылка  Исхода созданы фараоном. Следующий этап. Это демонстрация того, что Бог, взявший под свою опеку народ  израильский, всесилен.