13. Путь Исхода.

В интернете можно найти множество схем, карт с маршрутом Исхода. Может быть одна из первых  на Рис.13.1 , на карте

image50image51

                        Рис. 13.1 Карта из коллекции РНЦ, Санкт – Петербург.

              Вот другая карта, русскоязычная, что важно. На ней уже 4 пути движения. Гора Синай в 8 местах.

 image52

Рис.13.3.     Источник на схеме.

            «17 Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет».                   Ветхий Завет.    Исход, глава 13.

Про какую войну говорит Бог? С кем и за что? Проговорился случайно?

А что евреям искать на этом пути?  Нельзя идти в землю Филистимлян, союзников Египта, с которыми те  поддерживались тесные торговые контакты и по морю,  и по  караванным путям вдоль Средиземного  моря.  Нельзя идти и  по древней «Дороге благовоний»,  на восток от Египта, через страшную пустыню. Везде в крепостях  гарнизоны египетских войск. В каждом оазисе, у каждого источника. Египтяне к себе чужих не пускали.  Если пускали, то только в качестве  раба. Идти через пустыню в 50 градусную жару, без воды? Быстрая гибель всех без исключения странников.

Нет, мы пойдем своим путем. Но что это за путь. Непонятно.

               « 11.  И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов».                                                                               

              « 37.  И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;

                38 и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое».                                                          Ветхий Завет. Исход, глава 1 – 11.

Не кажется ли Вам, «600000 тысяч пеших мужчин, кроме детей» для одного города многовато?     Не одни Пифон и Раамсес возводились в Египте. Были и другие великие стройки. Рабы и на земле фараона трудились и в личных владениях богатых египтян. Главные работы, на которых использовали рабов, это возведение дамб и плотин во время подъема Нила. Неравномерность разливов (то недостаточный подъем воды, то наводнение, равно грозившие урожаю) вызывала необходимость в единой системе регулирования и распределения воды (ее отвод в отдаленные и возвышенные места, сооружение плотин, устройство запасных резервуаров, осушение болот с помощью каналов).  Еще в глубокой древности в Египте сложилось  поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ. Поля делись на «верхние» и «нижние». «Нижними» назывались поля, затопляемые во время разлива Нила, на них строили земляные запруды (дамбы) для сохранения воды. На «верхние»  поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи «журавлей-шадуфов» и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности  многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, – все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государство. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому, не случайно, государство вело строительство грандиозных культовых и светских сооружений, в том числе пирамид. Эффективное использование благ Нила было невозможно без коллективного и организованного труда всех живущих в его долине. «Большая река», требовавшая объединенных усилий всего населения Нильской долины и огромного количества рабов.

« Пифом. Притм ( егип.), «Дом (бога) Атума»»; библейский «город для запасов», город в Египте, который израильтяне строили для фараона.            Википедия.

А кирпичи это в межсезонье, когда земляных работ нет. В общем и целом рабы жили по всей долине и по всей дельте. Если так, то часть их можно было собрать в один караван, двигаясь от Нижнего Египта, из Гесема, вдоль Нила, вверх по реке. Точкой сбора был назначен Сокхоф.

.Землю  Гесем. Гес+ем. 1. Геc = гёз – источник, ручей, горное озеро (тюрк). 2. Гяз – низкое место (азер). Ем =ема = яма — впадина, куда собирается вода, заболачивая ее, яма., источник течения реки, воды.   Низина, заливаемая водой во время паводка.

 Гесем # Мес+ег .Мес = меж/а – граница, середина, между, межень ( уровень воды в реке после окончания половодья).   2) Мес = меж/ина – пустыня. 3)Мес = мис – излучина реки, мыс, угол (т2)   Ег – озеро (мар). Дельта реки в форме угла, образующая озеро при половодье.

Если вдуматься, то и в прямом и в обратном чтении налицо характеристики дельты Нила — пространства,  заливаемого водой при разливе  и по форме образующего угол.  Сокхоф = сокх (к) оф = суккоф(т) = суккот —  это библейский Суккот  (Succot).

Точкой сбора был назначен Сокхоф. Правомерна замена согласной «х» на «к». Без особой надобности были введены в славянские алфавиты  две греческие буквы  «фи» и «фита». У греков каждая из них означала свой особый звук. Буква «фи» выражала звук «ph» (пх), «фита», или «тэта» — звук «th» (тх). Например, в русском языке нет родных слов начинающихся с «ф». И поэтому понять  часто его значение можно заменив «ф» на «п». Флеш/ка – плеш/ка. Флот – плот. Факел – пакля. И, в тоже время скит – скиф, Фёдор – Теодор.

Сокхоф = сокх (к) оф = суккоф(т) = суккот —  это библейский  Суккот  (Succot). У современных евреев, последователей иудаизма два главных праздника – Еврейская Пасха и Праздник Кущей (суккот или суккэс). Праздник установлен в память странствия еврейского народа на пути из Египта в «Землю обетованную», когда люди жили в палатках и шалашах, сделанных из веток («кущи»). Слово «суккот» в переводе с иврита означает «шатры, шалаши», также как в славянских языках, где «куща» первоначально имело такое же значение «шатер, шалаш, хижина». Заимствано из церковнославянского; сравни старо-славянский «кѦшта», болгарский – «къща» — дом», сербохорватский «кÿħа» — дом, кухня, словенский – «кóčа». В современном русском языке у слова «куща» два значения: 1. Шатёр, хижина, жилище. 2. Листва, крона дерева (деревьев), заросли, чаща. Естественно, в месте сбора, перед началом похода люди жили в шатрах или в шалашах. Начало Исхода, место начала Исхода и стало наименованием значимого праздника у еврейского народа.

О На карте «Terra sancta promissionis olim palestina» 1664 г. (Рис. 50) в области  нильской дельты обозначенной «Terra Gessen» показан стан на маршруте Моисея, названный « Socoth». Но на  карте « Аrabia 1804» (Рис. 52) находим аналогичный топоним. Это долина «Succot», на берегу  русла Нила при входе его  из нубийской  пустыни  в межгорную долину. Оно находилось возле 2- го порога Нила. В районе нынешнего Вади – Думилат. И порог,  и место нахождения селения, бывшего здесь же, сейчас затоплено водами водохранилища Насер, образованного после строительства Асуанской плотины. Первый и Второй пороги Нила, как известно, были скрыты водохранилищем Насера. Таким образом,  на старой карте мы нашли топоним, который  указывает направление движения колонн рабов при исходе из Египта. И, если, рабы двигались по нильсой долине в сторону Нубии (страны Куш), становиться понятным, что фраза « 37. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей».

 image53

Рис. 13.4 « Аrabia 1804». «Большие карты». Сайт Реддика

                       может означать количество египетских рабов на территории всей нильской долины, от дельты до нубийской пустыни. Любому здравомыслящему человеку ясно, что организовать одновременное движение подобной массы людей, разных возрастов, пешим порядком, обеспечит питание и водоснабжение их, тем более в пустыне, невозможно. Если только под страхом наказания, невзирая на потери, гнать силой  к заданной точке, название которой смерть.

Но у фараона и Моисея целью является не уничтожение рабов, они крайне необходимы  Египту, а нападение на чужую страну. А в этом случае нужны молодые, полные жизненных сил мужчины, из которых можно сделать воинов, бойцов. Следовательно, из 600000  мужчин требуется отобрать некое количество, достаточное для создания войска, но, отсутствие которых не скажется негативно на хозяйственной деятельности государства. Не должно смущать нас призыв  рабов в армию. Явление достаточно распространенное во многих стран, как древнего мира, так и во времена средневековья. Взять хотя бы  набор рекрутов из крепостных крестьян Российской империи. И в Древнем Египте и в Российской империи в мирное время армию ежегодно пополняли  здоровые  молодые  люди 17 – 35 лет в количестве 1,0 – 2.0 % от мужского населения страны. Неожиданно мы нашли подтверждение этой цифре.

МХИТАР АЙРИВАНКСКИЙ (АЙРИВАНЕЦИ)

ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ   ИСТОРИЯ

«3541 Р. 3539. Искусный живописец Дедал, картины которого казались зрителям движущимися 131.

              Менафтис, царь египетский, в продолжение трех лет приказывал топит в реке мальчиков (израильских) 132. 3599 Р.

  1. Езрон, 58 лет, родил Арама. Израильтяне 80 лет возделывали землю, и 225 провели в рабстве.

                Моисей 10 лет был отдан в учение к Яннию и Ямврию, [377] которые, взяв детей израилевых, увели их в пустыню 133 на расстояние 15 дней пути. Там они в продолжение 15 лет строили себе рай. После того они принесли в жертву бесам 980 мальчиков израильских. Подчинив их, таким образом, себе, (Янний и Ямврий) назначили их хранителями рая. Только 80 134 бесов не подчинились им. Тогда те принесли в жертву еще 980 мальчиков, после чего все бесы покорились воле их, исключая, впрочем, месяца Шбата.

  1. Моисей с 12000 войска, взяв с собой аистов и диких коз, пошел на Эфиопию 136. После 10-летней войны он покорил страну, и взял в плен царицу эфиопскую, Тербс, (или Тесбас)

                В том же году Моисей устроил скинию наподобие  Mиpa  в продолжение 7 месяцев, по примеру семидневных трудов Божиих.

                Доски Заповедей были из прозрачного драгоценного камня, и письмена видны были с обеих сторон. Первая доска появилась 5 месяцами раньше второй.

              Моисей умер 120 лет, и был похоронен вместе со своим жезлом».

1,0 — 2.0 %  от  « шестисот тысяч пеших мужчин…» равно 6 – 12 тысяч призывников. Через год, после начала исхода, после  многих событий, пришло время точно определиться с мобилизационным запасом евреев в Египте. Опережая события скажу, что это происходило в пустыне «синайской» ( на Сеннарском полуострове), в Кадис – Варни (современный Гедареф), опорной базе Моисеева воинства в течении всего времени вторжения того в Эфиопию.

               «1 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря:

               2 исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно:

               3 от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их — ты и Аарон…

               45 И было всех, вошедших в исчисление, сынов Израилевых, по семействам их, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля,

              46 и было всех вошедших в исчисление шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят».                                                                                 Ветхий Завет.  Исход, глава 1.

Это   10000 — 12000 рекрутов. Подсчет произвели «16 Это — избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых». Ветхий Завет. Исход, глава 1.

 «И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена…». В.З. Числа. 41.

12 колен по тысяче. 1200. Это мобилизационная численность  евреев в Египте во время Исхода. «Аисты» и «дикие козы» названия тотемов проводников из нубийских племён, указывавших путь воинству в пустынях.

В свете вышесказанного становиться понятным и следующее;

            «21 И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите  и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;

                22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.

              23 И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения».                                                               Ветхий Завет. Исход   гл.11.  

              ИССОП — м. растен. Hyssopus, синий зверобой; лесной иссоп.  Dracocephalum.    «Зуфа чор – « сухая суфа». Ауфайи сапис по арабски. Мштик по армянски. Егбавтусимитай – по франкски. Помогает при падучей и болезкях языка, при зубной боли, плешивости, астме, кашле, запоре, Подавляет половое влечение. Изгоняет глистов. Очень хорош тот вид, который бывает в Египте…». Амирдовлат амасиасци. «Ненужное для неучей».

Руководители еврейской общины сами отобрали кандидатов в рекруты  и обозначили дома,  в которых  призывников нет. Отказаться они не могли из — за боязни репрессий со стороны властей. К тому же, скорее всего, отобранным рабам пришлось выбирать  между немедленной казнью  и свободой на чужой земле. Обещали, вероятно, что они станут, подобно египтянам, «феллахами» — свободными земледельцами. А для того, чтобы призывники не узнали о предначертанной им участи от соседей  и не разбежались, были приняты меры к неразглашению информаци. Полная аналогия с принципами рекрутского набора в армию России 18 – 19 в. где, для податных сословий (крестьяне и мещане), устанавливалась общинная повинность, т. е. правительство предъявляло свои требования не к лицу, а к обществу,  указывая лишь число подлежащих сдаче рекрутов,  в возрасте от 20 до 35 лет  и предоставляя самим обществам определять,  кто и на каких основаниях должен быть сдан.  Срок службы – пожизненный.  Для «сдачи» в рекруты по каждому селу, деревне и имению составлялись списки. Большое значение для попадания в такой список имел мирской приговор – решение мирской сходки (собрания крестьянской общины, «мира») относительно кандидатов в рекруты.  Молодой  человек, назначенный (избранный) в рекруты,  для общества,  для «мира»,  для родных   «мертвец». Ибо ему уже, скорее всего, не суждено вернуться в семью, поскольку срок службы доходил до 25 лет.  И  голосили матери, жены  и сестры на проводах рекрутов «как по покойнику», поскольку  не чаяли вновь увидеть парня. В российской армии, до сих пор, пришедшие служить новобранцы зовутся первенцами – перво/годками.  Создается впечатление, что фраза «избранный народ» относиться только к отобранным общиной рекрутам, так как  именно к ним и только к ним, а не ко всем рабам Египта,  обращается Господь в течение всего Исхода. Ведь дальнейшие толкователи  законоучители Талмуда полагали,  что Израиль избран Богом за готовность  добровольно принять Тору,  отвергнутую другими народами (Ав. Зар. 2б-3а; Чис. Р. 14:10; Сиф. Втор. 343). Но ведь во времена Исхода выходцы из Египта не знали, не ведали ни о Торе, ни о Талмуде.

«29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.

               30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца». Ветхий Завет. Исход гл.12.

Ранее (23. ВЗ.) было сказано, что мертвецов (рекрутов)  не было в отмеченных кровью домах. Здесь нет нестыковки  текста.  Мобилизацию могли провести  не только среди рабов, но выборочно и среди египтян. Точно также община наложила подати на накселение в виде скота для кормления будущих воинов. В сельских общинах все друг другу родичи и все горевали, разделяя беду семей призывников.

Таким образом, были выбраны общиной рабов Египта, на основании очередности несения воинской повинности или по жребию, молодые люди годные для участия в тяжелом воинском походе и  не обязательно первые по рождению в семье.

              «3 Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом».                                                  Ветхий Завет. Исход гл.12.

             Три дня пути — это 80 – 90 км при перегоне убойного скота. А евреи вели скот – коров, быков, овец, коз,  предназначенный для питания в пути, для убоя.  Скорость перегона скота  не должна пре-вышать 16—20 км в сутки; но на трассе с плохим травостоем (как в нашем случае) и недостаточной водообеспеченностью она может быть увеличена до 25—30 км  при 3 х водопоях. От 3 до 6  дней движения, затем 1 -2 дня отдыха.

       Место двухдневного отдыха есть станы  еврее при движении по маршруту.