40. Древние русские иконы как живописное отражение места рождёния и сущности возникшего в Абиссинии православия.

У российских исследователей есть очень интересные работы, прямо связанные, как нам кажется, с вышеприведенными цитатами из ВЗ. Мы имеем в виду работы  А. Рыбалко,  А.Синельникова «Тайны русских соборов» и «Явления богородицы»  Андрея Чернова.

После смерти жены-половчанки князь Юрий Долгорукий женился вторично на гречанке Елене, дочери императора Византии Мануила Комнина. Свадебное посольство возглавлял его сын — отрок Андрей Боголюбский. «Основоположник обустроенной русской государственности», участник крестовых походов на Ближний Восток. Есть версия, что он  один из основателей  ордена  тамплиеров и его магистр под именем Андре Монбар. Сватовство прошло успешно, и невеста увезла на Русь в 1155 г., в качестве приданого, « во едином корабли“ (следует понимать как в одном  ковчеге)  иконы Богородицы «Умиление», прославившуюся впоследствии как икона Владимирской Божией Матери и «Пирогощая» — святая Богородица, равновеликая владимирской. Они были написанные  Лукой Евангелистом во Влахернском монастыре близ Константинополя. Одна – образ Богоматери. Другая – некий сюжет, связанный с ней. В Киеве «Пирогощая» была помещена в  Церковь Успения Богородицы Пирогощи, православный каменный храм, сооружённый в Киеве возле Подольского торжища (современная Контрактовая площадь) в 1132—1136 годах князьями Мстиславом и Ярополком, сыновьями князя Владимира Мономаха. В 1935 году церковь разрушена большевиками. В 1998 году на историческом месте построена новая. Рис.40.1.

image132

Рис.40.1. Современный облик церкви, повторяющий облик  разрушенной.

        Икона Владимирской Божией Матери находиться сейчас в России, а «Пирогоща» якобы была  утеряна. Самые значительные события (праздники) православной церкви это «Успение Пресвятой Богородицы», посвящённый  воспоминанию смерти (успения) Божией Матери и «Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». В основу этого праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в 910 году во спасение Константинополя от врагов. То ли сарацин, то ли русов. Есть предположение, что икона Пирогощая – это и есть Покровская икона. Поклонение Богородице и Празднование её имени знаковое, ни с чем несравнимое, явление русской православной церкви. Тому подтверждение — множество Успенских и Покровских храмов и монастырей России. Андрей Боголюбский строит церковь Покрова в 1158 го ду рядом с селом Боголюбово, своей резиденцией, недалеко от Владимира.

image133

    Рис..40.2. Покров на Нерли.

            Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе того же Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси. Князь возводит Успенский собор во Владимире и переносит в него из Киева  икону Владимирской  Божией Матери. В стольном  граде  Москве,  в Кремле строится новый Успенский собор и туда же переносится икона из Владимира. Одновременно возводиться   Покровский храм, самый красивый храм России, более известный как храм Василия Блаженного. Что за икона была установлена в храме Василия Блаженного?  Точно не известно. В 16–17 вв. веках  именно эти два храма играли главную роль в религиозной жизни Москвы, а значит и всей Руси. Церемония проведения праздника Вербного Воскресения  (Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье — Пальмовое воскресенье)  христианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Неделе Пасхи заключала в себе величественную процессию «шествия на осляти» от Успенского собора к Покровскому храму и обратно. В этот день к собору «Покрова на рву», как к Новому Иерусалиму, из Кремля направлялась торжественная процессия, возглавляемая патриархом, восседавшим на осляти, которого вел в поводу сам государь. И вот что интересно и значимо, с 18-го века Покровский собор как бы предается забвению и о нем редко вспоминают. Этот храм  необыкновенной красоты, с явно выраженными восточными мотивами, вероятно,  предназначался быть  изукрашенным ковчегом, подобным «Ковчегу завета» ВЗ. Но в ковчеге пусто.  Выскажем  предположение, что почти до конца  семнадцатого века в этом соборе и находилась Пирогощая! Или её древний список.

Уверен, эти великие иконы, преподнесённые великому князю, имели символическое значение понятное современникам события.

Они являлись Символами скрижалей,  полученных  Моисеем на горе Хорив от Господа. Символ первой скрижали икона «Владимирской  Божией  Матери»  в  Успенском соборе в Кремле. Символ второй  скрижали икона «Пирогощая».  Именно она  была тайно удалена из Покровского  храма.

Предположим,  первая скрижаль образно показывала, что  ипостась православного  Бога (Ваала), Христос рожден Богоматерью, огненной стихией Земли, непорочно зачавшей от Святого Духа (дыхания, движения недр) несущего Свет горения, пламени. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе.  Недаром ведь  Божью Матерь почитают  и как Неопалимую Купину, помогающей  в защите дома от пожара и поджога, защитникам от огня — пожарным. Она спасает души от геенны огненной. Т.е. первая скрижаль   сообщает, кто рожден и кем рожден. На рис.39.3.   изображена икона Владимирской Божией Матери . Характерен красный цвет фона иконы, цвет пламени, огненной стихии.

image134

  Рис. 40.3.

        На второй  скрижали мог быть образ, описывающий место рождения ипостаси Бога. Этот предполагаемый текст скрижали на иконах Покрова (Пирогощая) предстает как картина, иллюстрация к тексту. И название «Пирогощая» служит той же цели.

На иконе основная часть изображения  размещена во внутреннем вертикальном объеме, как бы в стволе, колодце, глубокой яме. Каком то внутреннем  пространстве,  расчлененном  красно – огненными полосами,  должными представлять Покрова Богородицы. На рис. 39.4.  этот внутренний объем окружен стенами. Поэтому наименование иконы производили от греческого слова «башенная». Утверждали, что название Пирогощая происходит оттого, что она находилась в круглой Влахернской церкви, напоминавшей собой башню. Но Д. Н. Алшиц в своей работе «ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ПИРОГОЩАЯ» РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ И СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» утверждает следующее. В древнем,  12 века «Сказания о чудесах Влади­мирской иконы божией матери» которое возникло в связи с установлением в день 1 августа празднования на Руси Спаса и Богоматери сказано «…сей целбоносный образ вла­дычицы Богородицы некогда от Палестин принесен бысть в цар­ствующий град и ту пребысть неколико время и от царствующего Константина града, во едином корабли с Пирогорящею купцем в нашу Русскую землю во град Киев принесен бысть». А купцем  означает здесь «купина». Многие исследователи с Д.Н. Алшицем не согласны. История вопроса в целом представляется мне  в таком виде: в X I I в. из Царьграда в Киев одновременно, в «едином корабле» ( в едином ковчеге), были привезены две иконы богородицы: одна, будущая Владимирская и другая, Пирогорящая, — будущая неопалимая купина. Последняя была помещена в церкви, заложенной Мстиславом в 1131 г. Трудное и неясное народу словосочетание «Пирогорящая ку­пина» было усвоено народным говором в форме«Пирогощая».

Пир/о+горящая.  Пир — святое место, священная могила; старец, наставник, святой благочестивый человек, глава магов ( азерб., лезг., перс., араб,).Тогда, в моём представлении. «Пирогорящая» — святогорящая. Святой огонь. Святое пламя. Или «Огнем рождённая святость» или «Божественная сущность рожденная горением, пламенем».

Но и форма наименования иконы «пирогощая» близка по мыслу.

Пир/о+гощ/ая. Пир — святое место, священная могила; старец, наставник, святой благочестивый человек, глава магов ( азерб., лезг., перс., араб,). «Pyr», на греческом языке,  огонь. «Пир» – огонь, родное  слово,  сделалось  когда — то  для русских чужим, иностранным.  Но «пир горой» это  «огонь, подобный горе», имеется в виду не угощение, а высокое пламя ритуального костра, «пир на весь мир» это «огонь на весь белый свет». «Пирун» это «Перун», пернатое  божество, посылающее на землю перья – стрелы, перуны.  Другими именами славянского бога — огневика были Огнич и Царь-Огонь. Когда произносили «Пирун», то всё было ясно: это от «пир» – это горение, пламя, огонь. Но «пир» стало постепенно вытесняться словом «огонь». А суть слова огонь – огонять, загонять, гон. Охота с помощью пламени, горения, факела. Оболочка «пир» сохранилась, но её содержание изменилось на «богатое угощение».

Гощ = кощ = кош.  «КОШ м. сиб. кошница, корзина; вор. род большой корзины для ловли рыбы и раков (см. кошница). | Южн. плетеный шалаш, балаган; | загон, овчарня; | оренб. кошар (см. кошара), малая, холостая кибитка; вообще: табор, стоянка, стань, становище, казачий обоз, лагерь, стойбище. У запорожских казаков кошем звали селенье, станицу (стан), а кошевой был начальник коша, станичный атаман…».                                                                                    В.Даль.

Тут же — кочь, ковш, ковчег. Тогда «Пирогощ»- место огня, территория огня, место святого огня, место божественного огня, ковчег огня  и т.п. и т.д.

И на сохранившихся древних списках иконы  Покрова Богородицы. Рис. 40.4.

image136

Рис. 40.4. Покров Богородицы. XII в. Галицкая икона. НХМУ

image135

           Рис.40.5. Покров Богородицы. Суздальская икона. 1360-е. ГТГ.

На иконе ясно просматривается, что основная часть изображения размещена во внутреннем вертикальном объеме, как бы в стволе, колодце, глубокой яме. Каком то внутреннем пространстве, расчлененном красно – огнеными полосами, должными представлять Покрова Богородицы. На рис.40.5.  этот внутренний объем окружен стенами. Полное соответствие с видом кальдеры супервулкана. Внутреннее пространство, заполненное раскаленной красной лавой и окруженное валом — стеной выброшенной при взрыве расплавленной породой. Образ «Пирогощей» и есть живописное описание  место  рождения ипостаси православного Бога Ваала — Христа . Невероятное  предположение того, что знаменитые русские иконы являются живописным отражением текстов скрижалей  ВЗ,  кажется менее спорным с учетом места их создания. Это Влахернский монастырь в Константинополе.  Вл/а/хер/нский.  Вл/а/хер/. Если преобразовать слово по схеме Владим/ер -Володим/ер, то получим Вл/а/хер – Вал/а/хер, где Вал –Ваал Бог, а  хер = Herr = герр – господин . В одном ряду Царь, Рас и др.  Влахернский монастырь во имя Господа Ваала. Вполне может статься, что в подобном месте сохранялись какие — то отзвуки истинной истории возникновения и происхождения культа поклонения огню, православия,  и их, в своих трудах, использовал настоятель монастыря  Лука  Евангелист, он же константинопольский патриарх.

Подобного рода изображения на русских иконах не редкость. На Рис.129. икона Савватий Тверской («Оршинский»). Русская икона середины XVI века. Из Сретенской церкви села Савватьево Тверской области. В верхней части иконы изображено распятие. Вокруг креста мы видим надписи: Царь Славы. 1С ХС. Ника. Взято из «Церковно-исторический ряд», икона 39. И здесь, как и на предыдущих иконах изображен внутренний объем красного цвета, крест вырастающий из этого объем и символизирующий пламя, горение. Вокруг  горные хребты, место преклонения паломников и даже пальмы, совсем как на фотографии Рис.. Из гор истекает река, не иначе Голубой Нил.image137

Рис.40.6. икона Савватий Тверской («Оршинский»)

          Андрей Рублев. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице- Сергиева монастыря. Москва, Государственная Третьяковская Галерея. На столе перед Святой Троицей стоит чаша — колыбель, в которой лежит младенец Христос. Стенки чаши отражения горных склонов кальдеры. Младенец Христос на дне чаши образ горения. Хр/истос = гр/ = гор/истос. Гор здесь не вершина (гора), а горение (пламя).image138 Рис.40.7. Андрей Рублев. Храмовый образ «Троица».

image139

Рис.40.8.   Сошествие во Ад. Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская.   И тут каменные стены, подземный объем и красный крест на дне его.

image140

Рис.40.9.   hэttp://images.samogo.net/images/27715288_world_most_ancient_icons_2.jpg   

Одна из первых христианских икон. Италия. Рим. Фреска в катакомбах.  Почему то итальянцы предполагают изображение  Апостола Петра. На наш взгляд скорее Иисус Христос. На фреске можно представить стены колодца окружающие огненное дно. Из лавы проступает лик Христа, символ горения – огня.

                                                

                    На Рис.40.10. представлен один из множества списков иконы «Преображения господня» в данном случае преподобного Андрея Рублёва. Фигура Христа изображена внутри круга или овала, называемого мандорлой.   Мандорла состоит из колец, концентрических кругов», расположенных в порядке высветления — либо к центру, либо к краям. Цвет мандорлы обычно от светло — голубого до иссиня-чёрного. Это символ Неба (Симен). Фигура Бога всегда белая – Белбог (Ваал). Божественная сущность рождается иэ подэемного  горящего источника, окруженного каменными стенами и возносится к небесам красными огненными струями, дыханием этого источника.

 image141

Рис.40.10. Икона «Преображение господня» Андрея Рублёва.

              И тут горящее подземелье из которого к небу вырываются огненные струи несущие Божественную ипостась.

Рис.40.11.        «Мария с младенцем» Альбрехт Дюрер 16 в.

  Изображение Марии с младенцем Христом внутри полыхающего объёма. И здесь символическое изображение какого то объема, а внутри его Богоматерь с Христом. На православных крестах его часть в виде полумесяца называется «цата».

Младенец Христос на дне чаши, образ горения. Хр/истос = гр/ = гор/истос. Стенки чаши  отражения горных склонов кальдеры.

Становиться понятным символика полумесяца мусульман. Где и почему этот символ возник. Полумесяц, так же как и крест, отражения места возникновения православия и ислама. Символическое изображение кальдеры эфиопского супервулкана с горящей лавой на дне и валов породы выброшенной взрывом на её краях. У большинства людей вызывает интерес и любопытство при виде крестов вырастающих из полумесяца на куполах церквей древних, и не очень России. Такой полумесяц имеет наименование – цата.

 Русская Православная Церковь так объясняет символику «креста и полумесяца»: «… Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: церковь «Покрова на Нерли» (1165 г.), Димитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие… Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи…». Церковный вестник №12, июнь 2004 года, Москва.

Вероятно, не только у меня воникает вопрос. С какого такого переполоха христианский символ становиться официальным символом мусульман? В знак победы? Это всё равно если бы  фашистская свастика стала бы официальным символом СССР после победоносного завершения Великой Отечественной Войны. Подробнее о «Цате» как  межгорной котловине схематически изображённой в виде полумесяца см. Раздел 45. «Некоторые древнеславянские тексты и надписи…». Действительно, «Полумесяц на православном кресте…» порождение того времени когда православие, христианство, ислам были одной религией, ещё не разошлись по непримиримо сосуществующим народам и странам.

Теперь о втором комплектк из двух скрижалей с десятью заповедями, изготовленных Моисеем  по указанию Господа.  Дело в том, что  Моисей,  когда спустился с горы Хорив и увидел чем занимались рекруты за время его отсутствия;

« 1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.

3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.

4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»,                                                                                              Исход, глава 32-28

понял. Бессмысленно говорить с этой тупой человеческой массой о Боге, не поймут. Вначале нужно внушить ей основные правила  существования в человеческом сообществе, основы Божественного культа (культуры) и заставить им подчиняться под угрозой сурового наказания.

         «28 И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие». Исход, глава 34-28.

Больше месяца Моисей находился на горе Хорив (Рас – Дашен) в селение Матта, где вырезал на скрижалях  десять заповедей.