32. Стан в пустыне Синайской.

«15 И отправились из Рефидима и расположились станом в пустыне Синайской».                                                                              Числа. Гл. 33.

Рис.32.1.Маршрут пешего перехода Гедареф – Гондер(Рефидим). 350 км. 73 часа. Что я и предположил в расчете выше. И как сотни лет назад дорога идёт через ветхозаветную Дофку (Дока).

Что – же это за Синай. Я уверен, это широко известный  горный регион, называемый ныне Сымен. В настоящее время национальный парк Эфиопии. Сымен, с амхарского (официального языка Эфиопии) переводиться на русский как cевер.  Sэmen – Сэмен – север. И в то – же  время Sэmay – Сэмай — небо. Высь поднебесная. Одно из значений « Син» – гребень горного хребта, «ребро», «грань».(М). Из-за высотности, выше 4000 м, Сыменские горы  — одно из немногих мест в Африке, где холодно и снег выпадает регулярно.

Сымен = симен = синен (в диалектах одного языка обычная замена М на Н). В русском языке  сочетание «синева небесная» – билингва.  Си + нева. Си, древнее указательное местоимение (это) сросшееся с корнем. Нева = нево = небо (В>Б).

Сэмен – семен – симен – зимен – зима. В амхарском север, а в русском – зима. Для меня очевидные параллели в фонетике и семантике слов русского и амхарского языков.  

Рис.32.1.  Карта из Википедии.

Если присмотреться внимательно к фрагменту карты (рис.32.1.) c обозначенным районом национального парка «Самен», то он ограничен линией, проходящей через Гондер – Inda — Silase – Аxum — Adwa – Adigra –Wikro – Maklo – Maychew – KoboWelbrua – Beta Hoe – Newas Mewcha – Debre Tabor. В парке высочайшая вершина Эфиопии Рас — Дашен, свяшенный город Лалибелла. В моём представлении часть кальдеры супервулкана, о котором говорил выше. Симе/н = син/ен. Корень «Син(м)», тот же, что и в слове Симен и в слове Сион и в слове Синай. Вот это и есть «Гора Законоположения». В Библии она упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия (Исх.4:27, 18:5, 24:13), гора Божия Хорив (Исх.3:1), гора Хорив (Исх.33:6), Гора Господня, Сион.  Гигантский, невероятной величины супервулкан, проявлявший признаки активности в Ветхозаветные времена. От Гондера  к Самену (пустыне Синайской) можно двигаться только по единственной дороге,  проходящей по склону кальдеры, через города Адва (Адуа),  Аксум , Асмера и заканчивающеся на берегу Красного моря в порту Массауа. Именно по этому пути и повел Моисей свое воинство. Именно эту дорогу, начало трансафриканского торгового пути от моря до Египта и требовалось захватить в первую очередь. Значительная часть этой дороги проходит черезАмхара один из регионов Эфиопии. Столица — Бахр-Дар. Здесь расположено крупнейшее озеро Эфиопии — Тана. На Рис. 32.2. выделено красным. Амхарский язык – язык народа амхара

Амхарский  язык – язык народа амхара. Амхара  один из  регионов Эфиопии. Столица — Бахр-Дар. Здесь расположено крупнейшее озеро Эфиопии — Тана. А также национальный парк Semien Mountains с наивысшей точкой Эфиопии — горой Рас-Дашен. На Рис. 32.2. выделено красным цветом

 

image85

Рис.32.2.  Амхара.   Карта из  Википедии.

Попытаемся понять значение слова амхар. Ам+хар. Морфема «Ам». Географические термины с «ам -». 

Ам – рот, падь, ущелье (монг.). Ам – скала, обрыв (корейск.).  Аман – падь, проход. Амнга – падь, ущелье (тунг., маньч.).

Ам = ан.

Географические термины с «ан -»Ан – карстовый провал (тюрк.), Анак – пещера (Дагестан). Анга – ущелье, овраг (бурят., эвенк.). Ангар, ангек – впадина, котловина, обрыв ( кирг — памир. говор). Ангара – щель, ущелье. Андуна – бездна, пропасть. Антага – склон горы (тунг.- манчьж.). В том же ряду – Х/ам/о – склон горы. Х/ам/ар – утес, отрог горы (монг.). К/ем/ер – береговой вал, обрыв, ряд возвышенностей окамляющих полукругом понижение местности (казах.).

Тогда «ам — ан» можно представить как место, склон, бездна, вход..

Хар = гар – гарь, гореть, горение.

Но, можно, с полным основанием представить.

Хар = гар = кар – кар/ст.

«Карст— совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами — гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью. горных пород и образовании в них пустот».

«Наиболее характерны для карста отрицательные формы рельефа. По происхождению они подразделяются на формы, образованные путём растворения (поверхностные и подземные), эрозионные и смешанные. По морфологии выделяются следующие образования: карры, колодцы, шахты, провалы, воронки, слепые карстовые овраги, долины, полья, карстовые пещеры, подземные карстовые каналы. Для развития карстового процесса необходимы следующие условия:

а) наличие растворимых горных пород

б) движение воды».

         «Наиболее известные образования в карсте это пещеры.  Пещеры по их происхождению можно разделить на пять групп: тектонические, эрозионные, ледовые, вулканические и, наконец, самая большая группа — карстовые».                                                                            Википедия.

Может быть, карст совокупность процессов и явлений, связанных не только  с деятельностью воды растворяющей горные породы, но и предваряющее этот процесс, влияние высоких температур горения магмы при выходе её в верхнии слои земной поверхности. Т.е., при тектонических процессах, вырвавшаяся на поверхость магма расплавляет на своем пути горные породы, а образовавшиеся массивы остывшей с лавы растворяются водными потоками. При этом и образуются «отрицательные формы рельефа». Напрашивается «кар – кар/ст» означяет выгоревшая земля.

           Думаем, что этот процесс происходил в Амхаре. Исходя из вышесказанного, можем трактовать «Амхар» как «место (территория) огня». И действительно, практически вся провинция это пространство занятое производными,  действовавшего когда то здесь, супервулкана. Самоназвание амхарцев севера Эфиопии   «Акав».  Акав # вака=бака=бага=бога – народ Бога. Божьи дети.

Небольшое отступление. Если вспомнить концепцию заселения территории Абиссинии в древности южноаравийскими  племенами, то можно отметиь, что предки  бедуинов называли себя «ахмар», что значит «красный, рыжий». В Йеменской Арабской Республике весма распространено имя Ахмар. Думаю, что здесь присутствует метатеза (от греч. metáthesis — перестановка), один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в перестановке звуков или слогов в пределах слова. Мифология  жителей Аравии хранит сведения о «светлолицых братьях».  Светлый цвет кожи и волос всегда был  на Востоке, у берберов, бедуинов  признаком превосходства, благородства, знатности происхождения.

Есть целый район недалеко от Йеменской столицы, выходцы из которого носят «фамилию» Ахмар. Примерно в 30 километрах к юго-востоку от Саны — столице Йеменской Арабской Республики, находится местность с названием «Страна Русских» (Биляд эр — Рус).  Огромный солончак на юго-востоке Аравии называется «Отцы Русских» (Аба эр — Рус). Асхаб ар-Расс (араб. أصحاب الرس‎ — «люди ар-Расса», «люди колодца») — народ, который упоминается в Коране наряду с адитами и самудянами как пример людей, которых Аллах через своего пророка пытался наставить на путь истинный, но они отказались сделать это и творили на земле нечестие. По мнению некоторых комментаторов Корана термин ар-Расc — это просто названием места, где жили люди. Согласно исламскому преданию асхаб ар-расс были потомками ранее уничтоженных самудян. Светлый цвет кожи и волос издавна рассматривался на Востоке, в том числе и у берберов Сахары.  как признак знатности происхождения, превосходства, благородства. «Светлоокрашенными» в произведениях бедуинских поэтов выступают герои, воины-богатыри, вожди, цари.

(Aroosi, Arussi) — племя галла в Восточной Африке, на верхнем Веби, обитающее в местности между 6 и 9° сев. широты и 40 и 43° вост. долготы (от Гринвича). Джебаль аль-Руси в Сирии вблизи с границей Турцией. Асуры в Мероэ (пустыня Сур).

Обратимся вновь к книге Томаса  Эдварда  Лоуренса  ( Лоуренса  Аравийского), великолепному  знатоку Аравии,   « Семь столпов мудрости».

«Но зоркий ибн Дахиль, шейх племени руссов, два года назад поднявший в ружье этот контингент агейлов в помощь Турции и в целости приведший его к шерифу».

         «Наша кавалькада блистала прямо-таки варварским  великолепием. Впереди ехал Фейсал во всем белом, за ним, справа, Шараф в красном головном платке и окрашенных хной тунике и плаще, слева я в белом и алом, за нами трое знаменосцев, над которыми развевались полотнища из выгоревшего темно-красного шелка с позолоченными наконечниками на древках».

          «Его три сотни всаднико были ашрафами, из рода аяшей (джухейна), и считались в народе шерифами, хотя у них и не было необходимых для этого письменных родословных. Под их черными плащами виднелись ржаво-красные, выкрашенные хной рубахи».

          «Агейлы спешились, сняли с себя свои плащи, головные платки и рубашки и продолжали путь голыми до пояса, демонстрируя свое загорелое тело, что, как они говорили, в случае ранения оставляет раны чистыми».

            «Они двигались за темно-красными флагами, которые несли впереди колонны два штатных знаменосца, строго ритмично».

Красные знамена, красные рубахи. Тот, кто хоть немного знаком с этнографией  русского  народа знает, что отличительный признак русов приверженность, до сих пор, красному цвету и в обыденной жизни и, особенно, в ратном деле.  Для археологов  один из отличительных признаков древних захоронений русов, славян,  охра, которой засыпаны скелеты в раскопах. Совсем еще недавно  русские, в провинции, хоронили  своих родичей, как правило, в красных гробах. Кто внимательно смотрел телерепортажи с Украины, Луганска, Донецка обратили, может быть, внимание на то, что в начале войны горожане, пока имели возможность, хоронили погибших в красных гробах, под белыми саванами. Ну, а кто снимает с себя одежду перед смертельным боем, рвёт рубаху на груди в драке или раздевается под дождем на футболе? Китайцы, американцы, казахи? Нет, это руссы. Выше мы приводили « странные» названия Эфиопских племен: Шемин, Хаса, Сус, Каас, Акин, Ани, Сабири, Аките, Макиса и т.п. из работы Долганева Е. Е. Стр. 38.   Но эти странные названия прекрасно сохранились в русском языке в виде известных понятий – сусек, сушь, река Шуш (Шушенское). Фамилий ( имён): Сем/ин (Семён # немец), Сем/аков, Сус/лов (Сусанна), Сус/анин, Сус/лопаров, Шуш/арин, Кас/аргин,  Кас/атик, Акин/феев, Ани/ка,  Ани/кеев,  Мак/авеев,  Мак/овкин и множества подобных. В том же ряду имя Иисус – Ии/сус Христос, Ии/сус Навин.  А имя племени «Сабири» как то очень похоже на имя нашей родной Сибири. Миграции «сусов»можно отследить по названиям на географической карте: город Сус в Тунисе, а рядом Бен – Арус, Сусаки в Японии, остров Сусак и город Сусако в Хорватии, Сусам в Болгарии, Сусат в Ростовской обл., Сусай на реке Колве в Пермском крае, Сусанино в Костромской обл. и Хабаровском крае. А есть еще  Сусуман — город в России, административный центр Сусуманского района Маг/а/дан/ской области. Расположен на берегу реки Берелёх (бассейн Колымы). Название города происходит от названия речки Сусуман, левого притока Берелёха. По — эвенски «кухуман», «хугуман» означает «буран», «позёмка», «ветер»,  «ветреная» речка. В свете вышесказанного Сус/у/ман — люди Сус, народ Сус.  Бер/е/лёх. Бер/е/лёх = бер + лёх. Лёх = лох = лог. Берлога. Маг/а/дан/ = маг + дан. Маг — смещенослужитель. Дан – вода ( море Охотское). Ну, а «Колыма», как в дальнейшем увидим, означает «Божья земля». В «Эвенках», легко различима основа «ван». Эван, Иван или просто Ваня. Сколько же времени понадобилось Сусам да Иванам, чтобы добраться из Ханаана до Колымы. И не они ли принесли в эти благодатные места свои названия рек, гор, лесов.

Следует отметить согласную «С», с которой начинаются некоторые из имен эфиопских племен – родов. Это так называемая  эмфатическая согласная. «Подобные согласные отличаются от своих неэмфатических соответствий тем, что они произносятся «твёрже» и «глубже» обычных согласных. Соседние с ними гласные также несколько меняют свою артикуляцию: [a], которое обычно сходно с [æ], начинает звучать как глубокое огубленное [å], [i] приобретает призвук русского [ы], а [u] звучит почти как [o]».  Википедия.

В русском  языке она часто произносится как согласные Ч, Ц, Ш. Отсюда и фамилии Шем/елев (Семелев), Шем/якин (Семякин или Семин), Шм/аков (Смаков), еврейское Шлямович (Cоломонович), Шеломов (Соломонов), Шуш в Иране, Шуша в Азрбайджане, Шушвер в Литве, река Шушица в Албании, река Шуш/а (Суса) и  село  Шуш/енское (Сусенское). Шушары, селение недалеко от Санкт – Петербурга.  У армян мужское имя Шушаник.

«8 И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме». Исх 17.8-16.

Амаликитяне жители Амаликита.  Ам+алик/ит. Или ама+лик/ит. Как мы уже видели выше;

Ам = место, склон, бездна, вход, обрыв, ущелье.

Алик = алко – курган, холм, жертвенная вершина.

Лик = лок = лох – яр, крутой берег.

Амалик тогда — обрывистый, крутой склон жертвенной вершины.

Амаликит в обратном чтении Килама.

Килама = кила/ма. Кила – вершина.

Ма – земля, территория.

Килама – земля гор, земля вершин.

Кит = кид = кида – Горный хребет (груз.).

Амаликитяне  жители Амаликита – территории на склоне жертвенной вершины. Земля жертвенной вершины.  Где жертвенная вершина —  это место поклонения. Первое столкновение пришельцев и местных жителей произошло непадалеку от Рефидима – Гондера на склонах гор, кальдеры супервулкана.

Но слово Амаликитяне можно представить и как происходящее от имени  Амалик.

«Амалик (евр. Амалек), внук Исава, сын Елифаза и его наложницы Фамны (Быт 36:12). А. считался родоначальником амаликитян, его имя также служит для обозначения всего этого народа (напр., Чис 24:20). Возражение против такого происхождения названия «амаликитяне» заключается в том, что еще в Быт 14:7, задолго до рождения Амалика, упоминается земля амаликитян. Вероятно, эта тер. названа здесь именем ее будущих обитателей, так же как это имеет место в случаях с другими названиями, упоминаемыми в данной главе, но к-рые стали применяться позднее…»  Библейская энциклопедия Брокгауза.

Значит, моё предположение, что Амаликитяне это население горных хребтов, валов  вокруг Рефидима похоже на правду.

До сих пор вдоль дороги Гондэр – Амхар, что была когда – то караванным путем, на склонах высочайших вершин Эфиопии Рас – Дашен,  Бубхат. Берикуоха и других (обозначены желтым цветом на карте), являющихся составной частью кальдеры супервулкана, её хребтом,  расположены поселения с названиями на АМ — (обозначены белым цветом на карте). Особенно примечательно название

Ам/и/альк/а. Ам – обрыв, ущелье. Алко — курган, холм, жертвенная вершина (литов.). Вершина в ущелье.

Ам/бар/ас.  Ам – обрыв, ущелье. Бар/ас = бор/ас. Боор (буур) – склон горы.

Селение в ущелье на склоне горы. Обрывистый склон.

Река Ам/бер/а – шет. Ам – обрыв, ущелье. Бер/а = брод, переправа. Шет (кетс) – река. Река с переправой в ущелье. Карта подтверждает перевод.

Ам/сафедж/е. Ам/сафеддже.  Ам – обрыв, ущелье. Сафеддже = сапедже = сопедже=сопеде = сопот – ключ, родник у горы. Амсафедже = ключ, родник на обрыве, в  ущелье. Амбиркио. Ам – обрыв, ущелье. Биркио = бира – река (звенк).

Амбиркио река в ущелье. Очень интересно название

Амеркио. Ам+ерк/ио, где уже знакомое нам ам = место, склон, бездна, вход, обрыв, ущелье,  а  «ерк»  можно понять от производных  ер — земля, место, урочище (тюрк), или ерки – озеро (морд),  еркир – земля, весь мир, страна, край, почва, жители страны, люди  (арм.). Сюда же еркин – небо (арм). Общий смысл  место, территория, пространство, население. Отсюда Амеркио – место (селение) на склоне. А также Амеджаш, Аменьиос, Амастра, Аменсчабао.

Рис. 32.3. Ozixplorer d 37 – 3(1981) gif

Вероятно  их было когда то больше и это были селения Амаликитян. По смыслу, амалкитяне жители территории горы Хорив, части ее находящейся на горном склоне, нисходящем на север, запад, вдоль которого проходит караванный путь Гондер – Амхар и далее. Совершенно естественно, что амалкитяне попытались избавиться от непрошенных пришельцев,  вторгшихся на их территорию, но неудачно.

Как тут не вспомнить о названии целого континента. И даже двух континентов. Америка. Названных так якобы по имени Америго Веспуччи, флорентийского путешественника астронома и картографа. Он, в свою очередь, был крещён в честь Святого Эмерика. Многие полагают, что континент был назван по фамилии итальянца Ричарда Америка из Бристоля, финансировавшего вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота в 1497г. В мае 1497-го Кабот достиг берегов Лабрадора, став первым официально зарегистрированным европейцем, ступившим на американскую землю, на два года раньше Веспуччи (речь о северной Америке). Я считаю, Ам+ерик/а географический термин. Ам, как и в примерах выше, — место, склон, бездна, вход, обрыв, ущелье. Ерик – старица, залив, глубокий проток, рукав реки. (русск.) Ерки – озеро (морд). (М). Береговые шхеры, фиорды, озёра, порожисты реки.

«10 И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.

11 И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;

image87

         Рис.32.4.  Репродукция картины Доре. Поднятые к небу руки, традиционный жест покорности.

12 но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца».          13 И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.

15 И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси.

16 Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род».                                                   Исход  17.10-16.   .

Кажется, тот, кто вложил в уста Бога эти слова,  ошибся и память об Амалкитянах живет в поднебесном мире в веках.

Аморреи= Ам/орр/еи= Ам/ор. Ам – обрыв, ущелье. Склон кальдеры. Ор – ров, крепостной вал, укрепление, яма, долина. Склоны горной долины. Жители вала и ложа кальдеры.

Библеисты утверждают, что термины «Аморреи» и «Амаликитяне» используются как синонимы для «хананеи».

Иегова Нисси.

Иегова – Бог (см. выше).

Нисси = ниси = носи – нос. Одно из значений термина нос – вершина.

          Иегова Нисси – вершина Бога, гора Бога.

Жертвенник Иегова Нисси есть жертвенник Богу на вершине. И, кажется, мы можем указать его расположение.

Нисси = ниси = носи – нос # cон – гора Сони  возле Гондера. И селение Мус/уа = нус/уа = нос/уа = нос. И селение Антониус – «против горы»  на склоне другой  горы за рекой. Гора  Сони это и есть «жертвенная вершина». Нельзя не обратить внимание на топоним Каи – Есус. Каи = ко – овраг, балка, долина, ущелье, что и видно на карте. Селение расположено на дороге изначально проложенной  у подножия горы в долине.  «Долина Есуса». Гондер распологается в долине Есуса. Запомним этот замечательный факт.

image88Рис. 32.5.   OziExplorer    Карта 200k – d37 – 32 – gif

Чрезвычайно интересная возникает аналогия с известнейшей русской фамилией Ломоносов. Лом/о+нос/ов. Нос как мы уже знаем, в географии имеет значение вершины. А лом? Про это уже говорилось, но напомню. Лом # Мол. Мол/вить. Мол/иться. Мол/ьба. К/лон/иться. Пок/лон. На амхарском молить – лэмм/энэ. Тэ/ламм/эхе  – молиться. Лэматта – ломата. Лэмм/этт алс – гнуться. Ломаться, наклонятся, кланятся.  И фамилия Ломоносов может иметь значение «Молитвенная вершина». Вершина поклонения. Михаил Васильевич родился и жил в 2 — х км от села Холмогоры. Первоначально называвшегося Колмогоры. Кол+мог/оры. Кол – дом, хутор, деревня (манс). Кол – хижина (курд). Но, в то же время, «КОЛ» древнейшее наименование Бога в первоязыке. Мог (маг) – священнослужитель  огнепоклонников. Селение магов божьих служителей.

Пришельцы, несмотря на победу над местными жителями — амалкитянами, вероятно не смогли захватить узловой пункт Рефидим, современный Гондер на караванном торговом пути Красное море – Египет, трассе международной торговли. О захвате его ВЗ не собщает. Они обошли его и двинулись дальше.

Пришельцы, несмотря на победу над местными жителями — амалкитянами, вероятно не смогли захватить узловой пункт Рефидим, современный Гондер на караванном торговом пути Красное море – Египет, трассе международной торговли. О захвате его ВЗ не собщает.

Они обошли его и двинулись дальше.

Стан в пустыне располагался в начале области Сымен на склоне горного хребта кальдеры. Учитывая наши предыдущие выкладки — это примерно на расстоянии до 60 — 70 км от Гондера или два дня пути. В Рефидиме, как мы помним, был стан и столкновение с амалькитянами. Добавим к расчёту два дня пути. Всего 4 – 5 дней. На путь от Суккота до Рефидима (Гондера) затрачено, по нашим прикидкам, 55 – 58 дней (см. выше). Итого 59 – 63 дня.

Имеем, в «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской».

Гора Хорив.  

«12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые я написал для научения их.

13 И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошёл Моисей на гору Божию,

14, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним.

15 И взошёл Моисей на гору, и покрыло облако гору,

16 и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало её облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака.

17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий.

18 Моисей вступил в средину облака и взошёл на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей».  Исход. Гл. 24.

 

В каком месте горы Хорив Моисей получил «скрижали каменные»?  Попробую определить.

1) Это недалеко от границы области Симен в Амхаре.

2) На древнем пути от Красного моря к Рефидиму.

3) Стан у подножия горы.  «и расположился там Израиль станом против горы».

4) На месте стана должна быть вода и топливо для обеспечения потребносткй 10000 — 12000 человек в течении около 50 дней.

5) Достаточно ровная, значительных размеров, площадка для разбивки лагеря.

6) Территория лагеря должна быть ограждена естественными природными препятствиями для исключения внезапного нападения амаликитян.

7) Из лагеря можно подняться на вершину кальдеры без особых проблем пешком или верхом.

8) Высота горы, или гор, значительна «и покрывало ее облако шесть дней».

9) с горы должно было просматриваться дно кальдеры с очагами пылающей лавы.

 

«17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий».

 

Существует ли место, отвечающее данному набору требований? По моему мнению да, существует.

Горы значительной высоты это, без сомнения, пики горного образования Сымен. Самые высокие горы Африки. Рас – Дашен, Буахит, Беронуоха, Хай, Ноари и др. С этих вершин хорошо видно дно кальдеры, долина реки Текезе.

Современные туристические маршруты до национального парка «Горы Сымен» часто начинаются от города Дебаркер, что на его границе. Это в 60 — 70 км от Гондэра, по дороге к Аксуму и Красному морю. Покорение вершин, в том числе Рас — Дашен не является сложной альпинистской задачей. Для успешного восхождения при хорошей физической подготовке не потребуются ни кошки, ни сложная страховка. Почти весь путь на вершину – это узкая тропа для караванов мулов жителей высокогорных деревень, доставляющих сюда товары с равнин. Восхождение может быть совершено при любой погоде и практически в любой сезон. Организация промежуточных лагерей, как и сложная акклиматизация на такой вершине не требуется. Подъем занимает 3 – 4 дня.

Стан войска мог быть расположен на пологом склоне у подножия кальдеры на мысу у слияния горных речек «Амбера – шет» и «Замера – шет» впадающих в Текезе. В 90 км от Гондера. Здесь площадка около 10 кв. км.

1) Дорога Гондер — Амхар. Направление показано белой стрелкой

2) Войсковой лагерь. Прямоугольник в белой рамке.

3) Красная линия возможный маршрут подъёма Моисея на вершины г. Хорив.

4) Дно кальдеры. Долина реки Текезе. Направление показано белой стрелкой.

5) Пики горы Хорив. В жёлтых овалах.

6) Высокогорное селение Матта возле вершины Рас – Дашен. Подчёркнуто белой линией.

По амхарски: «а/матт/эбэ» — креститься, делать знак креста, «мат/эб» — шёлковый шнурок, который носят на шее как признак принадлежности к христианской религии, «мат/ебэнна» — искренний, честный человек, «ге/мат» — храм. Корень слова «мат».

Хочу обратиться к исследованиям Серякова М.Л. (Голубиная книга. М., 2001.) заметившего, что князь Олег