32. Стан в пустыне Синайской.

«15 И отправились из Рефидима и расположились станом в пустыне Синайской».                                                                              Числа. Гл. 33.

Что – же это за Синай. Я уверен, это широко известный  горный регион, называемый Симен. В настоящее время нациолнальный парк Эфиопии. Одно из значений « Син» – гребень горного хребта, «ребро», «грань». Но, в то же время, Симен, с амхарского (официального языка Эфиопии) переводиться на русский как «небо». Sэmay – небо. Высь поднебесная.

Симен= синен. В диалектах одного языка обычная замена М на Н. В русском языке  сочетание «синева небесная» – билингва.

 image84

                            Рис.32.1.    Карта из Википедии.

Если присмотреться внимательно к фрагменту карты  c обозначенным районом национального парка «Симен», то часть его по линии:  Аксум – вершина Рас  Дашен – Гондер – Дебре Табор – Невас Мавша — Лалибелла — Кобо – Макале – Викро — Адиграт – Аксум, в моём  представлении  и есть часть  кольдеры супервулкана, о котором говорил выше.  Симен= синен.  Корень СИН, тот же, что и в слове Сион и в слове Синай.  Вот это и есть «Гора Законоположения». В Библии она упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия (Исх.4:27, 18:5, 24:13), гора Божия Хорив (Исх.3:1), гора Хорив (Исх.33:6), Гора Господня. Гигантский, невероятной величины супервулкан, проявлявший признаки активности в Ветхозаветные времена. От Гондера  к Симену (пустыне Синайской) можно двигаться только по единственной дороге,  проходящей по склону кальдеры, через города Адва (Адуа),  Аксум , Асмера и заканчивающеся на берегу Красного моря в порту Массауа. Именно по этому пути и повел Моисей свое воинство. Именно эту дорогу, начало трансафриканского торгового пути от моря до Египта и требовалось захватить в первую очередь.

         Амхарский  язык – язык народа амхара. Амхара один из  регионов Эфиопии. Столица — Бахр-Дар. Здесь расположено крупнейшее озеро Эфиопии — Тана. А также национальный парк Semien Mountains с наивысшей точкой Эфиопии — горой Рас-Дашен.

На Рис.32.2.  выделено красным цветом.

image85

                                 Рис.32.2.  Амхара.   Карта из  Википед

Попытаемся понять значение слова амхар. Ам+хар.

Морфема «Ам». Географические термины с «ам -». 

Ам – рот, падь, ущелье (монг.). Ам – скала, обрыв (корейск.).  Аман – падь, проход. Амнга – падь, ущелье (тунг., маньч.).

Ам = ан.

Географические термины с «ан -»Ан – карстовый провал (тюрк.), Анак – пещера (Дагестан). Анга – ущелье, овраг (бурят., эвенк.). Ангар, ангек – впадина, котловина, обрыв ( кирг — памир. говор). Ангара – щель, ущелье. Андуна – бездна, пропасть. Антага – склон горы (тунг.- манчьж.). В том же ряду – Х/ам/о – склон горы. Х/ам/ар – утес, отрог горы (монг.). К/ем/ер – береговой вал, обрыв, ряд возвышенностей окамляющих полукругом понижение местности (казах.).

Тогда «ам — ан» можно представить как место, склон, бездна, вход..

Хар = гар – гарь, гореть, горение.

Но, можно, с полным основанием представить.

Хар = гар = кар – кар/ст.

«Карст— совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами — гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью. горных пород и образовании в них пустот».

«Наиболее характерны для карста отрицательные формы рельефа. По происхождению они подразделяются на формы, образованные путём растворения (поверхностные и подземные), эрозионные и смешанные. По морфологии выделяются следующие образования: карры, колодцы, шахты, провалы, воронки, слепые карстовые овраги, долины, полья, карстовые пещеры, подземные карстовые каналы. Для развития карстового процесса необходимы следующие условия:

а) наличие растворимых горных пород

б) движение воды».

         «Наиболее известные образования в карсте это пещеры.  Пещеры по их происхождению можно разделить на пять групп: тектонические, эрозионные, ледовые, вулканические и, наконец, самая большая группа — карстовые».                                                                            Википедия.

Может быть, карст совокупность процессов и явлений, связанных не только  с деятельностью воды растворяющей горные породы, но и предваряющее этот процесс, влияние высоких температур горения магмы при выходе её в верхнии слои земной поверхности. Т.е., при тектонических процессах, вырвавшаяся на поверхость магма расплавляет на своем пути горные породы, а образовавшиеся массивы остывшей с лавы растворяются водными потоками. При этом и образуются «отрицательные формы рельефа». Напрашивается «кар – кар/ст» означяет выгоревшая земля.

           Думаем, что этот процесс происходил в Амхаре. Исходя из вышесказанного, можем трактовать «Амхар» как «место (территория) огня». И действительно, практически вся провинция это пространство занятое производными,  действовавшего когда то здесь, супервулкана. Самоназвание амхарцев севера Эфиопии   «Акав».  Акав # вака=бака=бага=бога – народ Бога. Божьи дети.

Небольшое отступление. Если вспомнить концепцию заселения территории Абиссинии в древности южноаравийскими  племенами, то можно отметиь, что предки  бедуинов называли себя «ахмар», что значит «красный, рыжий». В Йеменской Арабской Республике весма распространено имя Ахмар. Мифология  жителей Аравии хранит сведения о «светлолицых братьях».   Светлый цвет кожи и волос всегда был  на Востоке, у берберов, бедуинов  признаком превосходства, благородства, знатности происхождения. И, в тоже время, Коран называет Йемен страной русов (ар-Расс). Здесь находится местность с названием «Страна Русских» (Биляд эр — Рус) и огромный солончак  называется «Отцы Русских» (Аба эр — Рус).

Обратимся вновь к книге Томаса  Эдварда  Лоуренса  ( Лоуренса  Аравийского), великолепному  знатоку Аравии,   « Семь столпов мудрости».

«Но зоркий ибн Дахиль, шейх племени руссов, два года назад поднявший в ружье этот контингент агейлов в помощь Турции и в целости приведший его к шерифу».

         «Наша кавалькада блистала прямо-таки варварским  великолепием. Впереди ехал Фейсал во всем белом, за ним, справа, Шараф в красном головном платке и окрашенных хной тунике и плаще, слева я в белом и алом, за нами трое знаменосцев, над которыми развевались полотнища из выгоревшего темно-красного шелка с позолоченными наконечниками на древках».

          «Его три сотни всаднико были ашрафами, из рода аяшей (джухейна), и считались в народе шерифами, хотя у них и не было необходимых для этого письменных родословных. Под их черными плащами виднелись ржаво-красные, выкрашенные хной рубахи».

          «Агейлы спешились, сняли с себя свои плащи, головные платки и рубашки и продолжали путь голыми до пояса, демонстрируя свое загорелое тело, что, как они говорили, в случае ранения оставляет раны чистыми».

            «Они двигались за темно-красными флагами, которые несли впереди колонны два штатных знаменосца, строго ритмично».

Красные знамена, красные рубахи. Тот, кто хоть немного знаком с этнографией  русского  народа знает, что отличительный признак русов приверженность, до сих пор, красному цвету и в обыденной жизни и, особенно, в ратном деле.  Для археологов  один из отличительных признаков древних захоронений русов, славян,  охра, которой засыпаны скелеты в раскопах. Совсем еще недавно  русские, в провинции, хоронили  своих родичей, как правило, в красных гробах. Кто внимательно смотрел телерепортажи с Украины, Луганска, Донецка обратили, может быть, внимание на то, что в начале войны горожане, пока имели возможность, хоронили погибших в красных гробах, под белыми саванами. Ну, а кто снимает с себя одежду перед смертельным боем, рвёт рубаху на груди в драке или раздевается под дождем на футболе? Китайцы, американцы, казахи? Нет, это руссы. Выше мы приводили « странные» названия Эфиопских племен: Шемин, Хаса, Сус, Каас, Акин, Ани, Сабири, Аките, Макиса и т.п. из работы Долганева Е. Е. Стр. 38.   Но эти странные названия прекрасно сохранились в русском языке в виде известных понятий – сусек, сушь, река Шуш (Шушенское). Фамилий ( имён): Сем/ин (Семён # немец), Сем/аков, Сус/лов (Сусанна), Сус/анин, Сус/лопаров, Шуш/арин, Кас/аргин,  Кас/атик, Акин/феев, Ани/ка,  Ани/кеев,  Мак/авеев,  Мак/овкин и множества подобных. В том же ряду имя Иисус – Ии/сус Христос, Ии/сус Навин.  А имя племени «Сабири» как то очень похоже на имя нашей родной Сибири. Миграции «сусов»можно отследить по названиям на географической карте: город Сус в Тунисе, а рядом Бен – Арус, Сусаки в Японии, остров Сусак и город Сусако в Хорватии, Сусам в Болгарии, Сусат в Ростовской обл., Сусай на реке Колве в Пермском крае, Сусанино в Костромской обл. и Хабаровском крае. А есть еще  Сусуман — город в России, административный центр Сусуманского района Маг/а/дан/ской области. Расположен на берегу реки Берелёх (бассейн Колымы). Название города происходит от названия речки Сусуман, левого притока Берелёха. По — эвенски «кухуман», «хугуман» означает «буран», «позёмка», «ветер»,  «ветреная» речка. В свете вышесказанного Сус/у/ман — люди Сус, народ Сус.  Бер/е/лёх. Бер/е/лёх = бер + лёх. Лёх = лох = лог. Берлога. Маг/а/дан/ = маг + дан. Маг — смещенослужитель. Дан – вода ( море Охотское). Ну, а «Колыма», как в дальнейшем увидим, означает «Божья земля». В «Эвенках», легко различима основа «ван». Эван, Иван или просто Ваня. Сколько же времени понадобилось Сусам да Иванам, чтобы добраться из Ханаана до Колымы. И не они ли принесли в эти благодатные места свои названия рек, гор, лесов,

Следует отметить согласную «С», с которой начинаются некоторые из имен эфиопских племен – родов. Это так называемая  эмфатическая согласная. «Подобные согласные отличаются от своих неэмфатических соответствий тем, что они произносятся «твёрже» и «глубже» обычных согласных. Соседние с ними гласные также несколько меняют свою артикуляцию: [a], которое обычно сходно с [æ], начинает звучать как глубокое огубленное [å], [i] приобретает призвук русского [ы], а [u] звучит почти как [o]».  Википедия.

В русском  языке она часто произносится как согласные Ч, Ц, Ш. Отсюда и фамилии Шем/елев (Семелев), Шем/якин (Семякин или Семин), Шм/аков (Смаков), еврейское Шлямович (Cоломонович), Шеломов (Соломонов), Шуш в Иране, Шуша в Азрбайджане, Шушвер в Литве, река Шушица в Албании, река Шуш/а (Суса) и  село  Шуш/енское (Сусенское). Шушары, селение недалеко от Санкт – Петербурга.  У армян мужское имя Шушаник.

«8 И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме». Исх 17.8-16.

Амаликитяне жители Амаликита.  Ам+алик/ит. Или ама+лик/ит. Как мы уже видели выше;

Ам = место, склон, бездна, вход, обрыв, ущелье.

Алик = алко – курган, холм, жертвенная вершина.

Лик = лок = лох – яр, крутой берег.

Амалик тогда — обрывистый, крутой склон жертвенной вершины.

Амаликит в обратном чтении Килама.

Килама = кила/ма. Кила – вершина.

Ма – земля, территория.

Килама – земля гор, земля вершин.

Кит = кид = кида – Горный хребет (груз.).

Амаликитяне  жители Амаликита – территории на склоне жертвенной вершины. Земля жертвенной вершины.  Где жертвенная вершина —  это место поклонения. Первое столкновение пришельцев и местных жителей произошло непадалеку от Рефидима – Гондера на склонах гор, кальдеры супервулкана.

Но слово Амаликитяне можно представить и как происходящее от имени  Амалик.

«Амалик (евр. Амалек), внук Исава, сын Елифаза и его наложницы Фамны (Быт 36:12). А. считался родоначальником амаликитян, его имя также служит для обозначения всего этого народа (напр., Чис 24:20). Возражение против такого происхождения названия «амаликитяне» заключается в том, что еще в Быт 14:7, задолго до рождения Амалика, упоминается земля амаликитян. Вероятно, эта тер. названа здесь именем ее будущих обитателей, так же как это имеет место в случаях с другими названиями, упоминаемыми в данной главе, но к-рые стали применяться позднее…»  Библейская энциклопедия Брокгауза.

Значит, моё предположение, что Амаликитяне это население горных хребтов, валов  вокруг Рефидима похоже на правду.

До сих пор вдоль дороги Гондэр – Амхар, что была когда – то караванным путем, на склонах высочайших вершин Эфиопии Рас – Дашен,  Бубхат. Берикуоха и других (обозначены желтым цветом на карте), являющихся составной частью кальдеры супервулкана, её хребтом,  расположены поселения с названиями на АМ — (обозначены белым цветом на карте). Особенно примечательно название

Ам/и/альк/а. Ам – обрыв, ущелье. Алко — курган, холм, жертвенная вершина (литов.). Вершина в ущелье.

Ам/бар/ас.  Ам – обрыв, ущелье. Бар/ас = бор/ас. Боор (буур) – склон горы.

Селение в ущелье на склоне горы. Обрывистый склон.

Река Ам/бер/а – шет. Ам – обрыв, ущелье. Бер/а = брод, переправа. Шет (кетс) – река. Река с переправой в ущелье. Карта подтверждает перевод.

Ам/сафедж/е. Ам/сафеддже.  Ам – обрыв, ущелье. Сафеддже = сапедже = сопедже=сопеде = сопот – ключ, родник у горы. Амсафедже = ключ, родник на обрыве, в  ущелье. Амбиркио. Ам – обрыв, ущелье. Биркио = бира – река (звенк).

Амбиркио река в ущелье. Очень интересно название

Амеркио. Ам+ерк/ио, где уже знакомое нам ам = место, склон, бездна, вход, обрыв, ущелье,  а  «ерк»  можно понять от производных  ер — земля, место, урочище (тюрк), или ерки – озеро (морд),  еркир – земля, весь мир, страна, край, почва, жители страны, люди  (арм.). Сюда же еркин – небо (арм). Общий смысл  место, территория, пространство, население. Отсюда Амеркио – место (селение) на склоне. А также Амеджаш, Аменьиос, Амастра, Аменсчабао.

2500k--d37-3--(1981)

Рис. 32.3. Ozixplorer d 37 – 3(1981) gif

Вероятно  их было когда то больше и это были селения Амаликитян. По смыслу, амалкитяне жители территории горы Хорив, части ее находящейся на горном склоне, нисходящем на север, запад, вдоль которого проходит караванный путь Гондер – Амхар и далее. Совершенно естественно, что амалкитяне попытались избавиться от непрошенных пришельцев,  вторгшихся на их территорию, но неудачно.

«10 И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.

11 И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;

image87

         Рис.32.4.  Репродукция картины Доре. Поднятые к небу руки, традиционный жест покорности.

12 но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца».          13 И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.

15 И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси.

16 Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род».                                                   Исход  17.10-16.   .

Кажется, тот, кто вложил в уста Бога эти слова,  ошибся и память об Амалкитянах живет в поднебесном мире в веках.

Аморреи= Ам/орр/еи= Ам/ор. Ам – обрыв, ущелье. Склон кальдеры. Ор – ров, крепостной вал, укрепление, яма, долина. Склоны горной долины. Жители вала и ложа кальдеры.

Библеисты утверждают, что термины «Аморреи» и «Амаликитяне» используются как синонимы для «хананеи».

Иегова Нисси.

Иегова – Бог (см. выше).

Нисси = ниси = носи – нос. Одно из значений термина нос – вершина.

          Иегова Нисси – вершина Бога, гора Бога.

Жертвенник Иегова Нисси есть жертвенник Богу на вершине. И, кажется, мы можем указать его расположение.

Нисси = ниси = носи – нос # cон – гора Сони  возле Гондера. И селение Мус/уа = нус/уа = нос/уа = нос. И селение Антониус – «против горы»  на склоне другой  горы за рекой. Гора  Сони это и есть «жертвенная вершина». Нельзя не обратить внимание на топоним Каи – Есус. Каи = ко – овраг, балка, долина, ущелье, что и видно на карте. Селение расположено на дороге изначально проложенной  у подножия горы в долине.  «Долина Есуса». Гондер распологается в долине Есуса. Запомним этот замечательный факт.

Рис. 32.5.   OziExplorer    Карта 200k – d37 – 32 – gifimage88

Чрезвычайно интересная возникает аналогия с известнейшей русской фамилией Ломоносов. Лом/о+нос/ов. Нос как мы уже знаем, в георафии имеет значение вершины. А лом? Про это уже говорилось, но напомню. Лом # Мол. Мол/вить. Мол/иться. Мол/ьба. К/лон/иться. Пок/лон. На амхарском молить – лэмм/энэ. Тэ/ламм/эхе  – молиться. Лэматта – ломата. Лэмм/этт алс – гнуться. Ломаться, наклонятся, кланятся.  И фамилия Ломоносов может иметь значение «Молитвенная вершина». Вершина поклонения. Михаил Васильевич родился и жил в 2 — х км от села Холмогоры. Первоначально называвшегося Колмогоры. Кол+мог/оры. Кол – дом, хутор, деревня (манс). Кол – хижина (курд). Но, в то же время, «КОЛ» древнейшее наименование Бога в первоязыке. Мог (маг) – священнослужитель  огнепоклонников. Селение магов божьих служителей.

Пришельцы, несмотря на победу над местными жителями — амалкитянами, вероятно не смогли захватить узловой пункт Рефидим, современный Гондер на караванном торговом пути Красное море – Египет, трассе международной торговли. О захвате его ВЗ не собщает. Они обошли его и двинулись дальше.