34. «Пустыня Синайская, гора Хорив».

«1 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую.

2 И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы». Исход, глава 19.

 

Из Рефидима (Гондера, по моему  мнению) «сыны Израиля» двинулись по  древней и единственной здесь дороге, проложенной по склону кальдеры супервулкана, ведущей к побережью Красного моря и проходящей через города Аксум и Адобу. «Пустыня Синайская» это  область Сымен. Стан в пустыне располагался в начале области Сымен на склоне горного хребта кальдеры. Учитывая наши предыдущие выкладки это примерно на расстоянии до 60 — 70 км  от Гондера  или два  дня пути.

В Рефидиме, как мы помним, был стан  и столкновение с амалькитянами. Добавим к расчету  два  дня пути. Всего 4 – 5 дней. На путь от Суккота до Рефидима (Гондера) затрачено, по нашим прикидкам, 55 – 58 дней (см. выше). Итого 59 – 63 дня. Имеем, в «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской».    

 

«12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их.

13 И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию,

14 а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним.

15 И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору,

16 и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака.

17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий.

18 Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей».                                                     Исход. Гл. 24                                                                           . 

В каком месте горы Хорив Моисей получил «скрижали каменные»?                                                                                                                

Попробую  определить.

1) Это недалеко от границы области Симен в Амхаре.

2) На древнем пути от Красного моря к Рефидиму.

3) Стан у подножия горы. «и расположился там Израиль станом против горы».

4)На месте стана должна быть вода и топливо для обеспечения потребносткй 10000 — 12000 человек в течении около 50 дней.

5) Достаточно ровная, значительных размеров, площадка для разбивки лагеря.

6) Территория лагеря должна быть ограждена естественными природными препятствиями для исключения внезапного нападения амаликитян.

7) Из лагеря можно поднятся на вершину кальдеры без особых проблем пешком или верхом.

8) Высота горы, или гор, значительна «и покрывало ее облако шесть дней».

9) С горы должно было прсматриваться дно кальдеры с очагами пылающей лавы. «17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий».

Существует ли место, отвечающее данному набору требований? По нашему мнению да, существует.

Горы значительной высоты это, без сомнения, пики горного образования Сымен. Самые высокие горы Африки. Рас – Дашен, Буахит, Беронуоха, Хай, Ноари и др. С этих вершин хорошо видно дно кальдеры, долина реки Текезе.  Современные туристические маршруты  до национального парка «Горы Сымен» часто начинаются от города Дебаркег, что на его границе. Это в 60 — 70 км от Гондэра, по дороге к Аксуму и Красному морю. Покорение вершин, в том числе  Рас — Дашен не является сложной альпинистской задачей. Для успешного восхождения, при хорошей физической подготовке не потребуются ни кошки, ни сложная страховка.  Почти весь путь на вершину – это узкая тропа для караванов мулов жителей высокогорных деревень,  доставляющих  сюда товары с равнин. Восхождение может быть совершено при любой погоде и практически в любой сезон. Организация промежуточных лагерей, как и сложная акклиматизация на такой вершине не требуется. Подъем занимает 3 – 4 дня.

Стан войска мог быть расположен на пологом склоне у подножия кальдеры на мысу у слияния горных речек «Амбера – шет» и «Замера – шет» впадающих в Текезе. В 90 км от Гондера. Здесь площадка около 10 квадратных км.

image93

Рис. 34.1.    OziExplorer .

 

На рис. 90.    1) Дорога Гондер Амхар. Направление показано белой стрелкой.  2) Войсковой лагерь. 3) Красная линия возможный маршрут подъема Моисея на вершины г. Хорив. 4) Дно кальдеры. Долина реки Текезе. Напрпвление показано белой стрелкой.  5) Пики горы Хорив. 6) Высокогорное селение Матта возле вершины Рас – Дашен. Подчеркнуто белой линией.

По амхарски:  «а/матт/эбэ» — креститься, делать знак креста, «мат/эб» — шелковый шнурок,  который носят на шее как признак принадлежности к христианской религии, «мат/ебэнна» — искренний, честный человек, «ге/мат» — храм. Корень слова «мат».  В обратном чтении мат#там = дам = дом.

Я обратил внимание на выражение «мат/ебэнна». Что поделаешь, глаз так устроен. Знатоки русской абсценной  речи согласятся со мной в том, что это выражение  очень похоже по звучанию на известное нецензурное словосочетание.

           Якобы  «Термин «Домский собор» происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») или «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»)».                                                         Википедия.                                   

     Домский собор в Риге, Берлине, Таллинне, Кельне,  Милане, Регенсбурге, Утрехте, Тарту, Мессине, Собор Нотр-Дам-де-Пари, Церковь Нотр-Дам-де-Блан-Манто  в Париже, Нотр-Дам-де-ла-Трей —  в Лилле, Нотр-Дам-де-Родез — в Родезе, Нотр-Дам— собор в Оттаве, Нотр-Дам-ля-Гранд -в Пуатье,  Нотр-Дам — в Лозанне, орден  дом/иниканцев и т.д. Я считаю, что основа термина « дом – дам»  амхарское «ге/мат» — храм или  «гэ/дам» — монастырь, а селение «Матта»  возле вершины Рас – Дашен, это то место где «… был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей». Можно предположить  как место крещения. Крестильня.

 image94

                                            На рис.34.2.     вершина Рас – Дашен с южной   стороны.

http://redigo.ru/geo/Africa/Ethiopia/poi/11986. .

Уместно вспомнить хорошо известные факты, что со времен глубокой древности люди различных вероисповеданий возводили храмы своим богам только на возвышенностях, на вершинах гор.  Грузинские монахи основали скиты на склонах Казбека .

Афонский православный монастырь с храмом Преображения Господня получил свое имя от названия полуострова в Греции и расположенной на нем горы. Удивительные греческие Метеоры, полный аналог эфиопских «амба». В настоящее время многие тибетские монахи длительное время проживают в монастырях, расположенных на высоте свыше 5000 м над уровнем моря. Практически у всех, кто попадает в условия высотного разрежения воздуха, возникает особое, сугубо индивидуальное изменение состояния ЦНС. Высокогорная эйфория (euphoria в переводе — нормальное природное восприятие) возникает в условиях пониженного парциального давления кислорода в горном воздухе, крови и тканях. Эйфория обостряет многие сенсорные функции, способствует длительному и чрезвычайно яркому восприятию природы и окружения.

Любой человек, поднимаясь на такую высоту более 4000 м над уровнем моря, попадает в слои атмосферы со сниженным барометрическим давлением и, соответственно, сниженным парциальным давлением кислорода, что в прежние эпохи обозначали общим термином разрежение воздуха. Совокупность физических и химических факторов горного воздуха оказывает определенное воздействие на физическое и психическое состояние человека при пониженном атмосферном давлении. У некоторых лиц состояние кислородного голодания вначале вызывает двигательное и психическое возбуждение, развязность, агрессивность, эйфорию, т.е. проявления, типичные для алкогольного опьянения.

У лиц художественного склада низкое атмосферное давление, соответственно, низкая плотность воздуха, меньшее количество молекул всех газов в кубометре воздуха и низкое парциальное давление кислорода вызыает необходимость отразить увиденное на холсте (Н. Рерих). У лиц мыслительного типа — порождает новые представления и идеи (Эйнштейн). У верующих эйфория усиливает проявления религиозного экстаза. Все это — результат особых свойств атмосферы высоты. Снижение парциального давления кислорода (РО2) горного воздуха является одной из причин того, что большинство поэтов, рожденных на равнине, восторженно описывали прелесть гор, а религии многих стран мира сохранили древнюю традицию возводить монастыри и храмы на горных вершинах.

В «Исходе» ничего более о маршруте движения армии Моисея нет. Задача, стоящая перед нами в начале работы вроде бы решена, но очень хочется узнать, что было дальше, куда пошли евреи и « … где свой закончили поход». Обратимся к главе ВЗ «Числа».

   «Моисей, по повелению Господню, описал путешествие их по станам их, и вот станы путешествия их».                                             «Числа. 33.2».

Всего станов в описании 42.  До горы Хорив мы нашли и нанесли на карту 10. Зная цели Моисея, направление движения – к Красному морю, думаем, что, естественно, и путь будет проложен по древнему тракту, основному в горной стране.  В списке Моисея присутствует упоминание о двух станах на горах. Он не упоминает даже гору Хорив. Первая гора называется Шафер.

« И отправились из Кегелафы и расположились станом на горе Шафер». «Числа. 33.2».

Вновь обратимся к картам. На  Рис. 34.3.  справа  красным подчеркнуто наименование горы Siois. Хорошо виден путь от Гондера до морского побережья.

image95         Рис. 34.3.  Карта «Carte de l Egyrte de la Nubie de I Abissinie… Paris». Из собрания Российской Национальной библиотеки  Санкт – Петербурга. Та же самая гора на другой, немецкой, карте  названа «Sowayra».

image96

Рис. 34.4. «Karte der Nil – Lander im kartographischen institute der Verlagshandlung» 1883 г. из собрания Национальной Публичной библиотеки  Санкт – Петербурга,

Sowaira = Сoвира. Шафер = Сафер = Савер = Савир/а. Название одной  и той же горы на французской карте «Siois», на немецкой «Sowaira».  На русском языке имя горы Сеир. Гора находиться  в 40 км от современного «Красного моря». Желтым цветом выделена гора Sowaira — Сеир. Зеленым цветом показаны транспортные пути по горным проходам от Гондера к морю, к заливу Зана  и от моря на юг континента и опять же к Гондеру.  Других нет. А это означает, что захватив  окрестности  горы Сеир с выходом к морю, евреи – читай Египет, взяли под полный контроль международную торговлю громадного региона.   Гора Сеир, в 40 км от современного «Красного моря».

image97

Рис. 34.5. Топографическая карта  500 – в- 37 – 2 gif

                На рис. 34.5.  на современной топографической карте  500 – в- 37 – 2 gif  отмечена красным овалом  г. Сеир (2692) м. Сеир = зеир – м.б. от зырья (др. слав)  – край, окраина. Сравнить с Syria – край (финск).  Действительно, Сейра   отрог ( край)   горы амба — Моодино (3018) м. Моодино = моо+ дин/о. Моо = мо – дерево, лес (тунг. – маньч).  Мои – гора, лес (кор.). Му – дерево, древесина (кит). Дин – место, прилегающее к чему либо,  возле,  около,  к.    Гора Лесная.  В Эритрее существуют две основные зоны лесов: плато Агарь Ниш (Hagar Nish Plateau), север страны, и область в районе горы Soir.

И мы можем убедиться в том, что размещенное  в этом районе войсковое соединение в состоянии заблокировать проходы, ведущие к побережью,  как через поселения Сенафе, так и через город Адди – Кайе.

image98

 

Рис. 34.6. . Гора Soeira (она же Amba Soira, Emba Soira, Mount Soire, Soyra, Sowera, Siois, Sowaira.) на земле Эритреи. Рядом с высочайшей горой Эритреи Амба — Моодино (3018 м), на некоторых старых картах помеченная словом «Аллилуйя».

 

Тавера.

Речь идет о событиях произошедщих спустя год послк занятия г. Сеир.

« 33 И отправились они от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шел пред ними три дня пути, чтоб усмотреть им место, где остановиться».                                                                    Числа, Глава 10, 33-36

                Три дня пути – 100 – 110 км для пешего перехода войскового соединения при условии организованного питания на привалах, обеспечения водой. Как правило, при таких переходах после 3 дней перехода один день отдыха – дневка.

«1 Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана.

2 И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.

3 И нарекли имя месту сему: Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень».      (Числа 11)

Тав/ера=тап/ера. Тап=топ – топка (горение). В русском языке «топить» означает не только сжигать дрова в печи  для отопления, но и поместить, что либо, под воду,  с какой то целью. В том числе и для умерщвления. Утопить на экзамене студента. Таким образом Тавера примерно на расстоянии 100 – 110 км от горы Хорив (район  горы Рас – Дашен и других  главных вершин кальдеры супервулкана, по нашему предположению.

Небольшое замечание, пока не забыл.

                                   ПЕРВАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ / 1 Введение

« 1 Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом,

2 в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни.

3 Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый день месяца говорил Моисей сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них».

Я однозначно нахожу на картах подтверждение тому, что сказано Моисеем . Мы уже знаем где находиться гора Сеир, стратегически важный пункт, возле пересечения караванных путей с юга континента и  от  Египта, через Красное море (Нил), Гондер, Аксум, Адова к побережью Великого моря (ныне Красного).  Дорога от горы Сеир к Кадес-Варни это тот же самый путь, но в обратном направлении. Кадес – Варни = Гедареф являлся местом постоянной дислокации Моисеева воинства до его смерти. И похоронен он недалеко отсюда. Нам важно определиться с гидронимом Иордан. Иордан = иор + дан = ор+дон. Для понимания значения гидронима «ор» приведем  статью из словаря «Народные географические термины» Э.М.Мурзаева.

              «Ор,ур.ров, крепостной вал, укрепление, яма, бугор, холм (тюрк.). В отдельных яз.— долина, лог, русло, овраг, ложбина, река». «Значение ров, вал в известном отношении антонимичны и выражение их одним словом несколько необычно. Однако обозначаемые ими реалии являются результатами, неразрывно связанными с действием  ор — рыть, копать, и названные значения, таким образом, связаны между собой комплексной связью. Все остальные значения ор образовались путем расширения и обобщения значений ров и проч. Сопоставление основных именных и глагольных ор и ор позволяет прийти к заключению, что более старое значение ор должно было быть более , предметным: рыть ров (яму) + возводить вал» [Севортян, 1974, 1]. Указанным формам соответствует чуваш. вар — «речка», «овраг», «долина», «русло». В этот же ряд тув. ораи — «впадина»; хакас. ора — «яма», «ров», «овраг», «впадина»; ор — «рыть», «копать»; шор. ора — «глубокий, длинный овраг»; алт. оро — «яма», «ров», «овраг», «впадина»; кирг. оро (и ороо) — «яма для хранения зерна»; ор — «яма», «ров»; ороон — «долина». Здесь ли нужно упомянуть и туркм. орун — «русло»? Так туркмены-кумли, жители Каракумов, называют сухое русло Узбой, пересекающее пустыню в юго-западном направлении»…

Дон – река, вода. Иордан – вода во рву внутри вала – точное описание озера Тана. Иордан – озеро Тана.   Смотри далее.

«…Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона».     Втор 33. 2.

Пришел от Синая, от своего местоприбывания, от области Симен. Если идти от Гондера = Рефидима к горе Сеир то одесную — справа по дороге расположены самые высокие вершины гряды. Во времена Исхода здесь в кальдере, скорее  всего, ещё наблюдались остаточные проявления вулканической деятельности. Горение, столбы дыма и пр. Это и был огнь закона. Огнь божественного закон/а # наказ/а. Где открылся, означает —  показал им истинную цель исхода у горы Сеир. Воссиял от горы Фарана, от вершин гряды кальдеры. Как мы уже знаем, кроме горы Фаран существовала и пустыня Фаран, названная по реке Фарга, где  фар = пара (два). Но  Фар = фур = пур – пурга (буря, метель, вьюга). Можно представить как разброс (расчленение), раздувание, раскидывание ветром снежной массы  по земле. И  имеем полное право сказать  Фар = пар или дым – испарение и раздувание  воды  или продуктов горения. Очевидно, евреи были очевидцами огромных столбов пламени  и дыма над вершинами вала кальдеры.  Гора Фаран, она же гора Нев/о = гора Неб/о – Сине/н (синева) = Син = Сион — Симе/н – плато Сымен. А вершины горы  Нево (кальдеры супервулкана, плато Симен) это Рас – Дашен, Буахит, Беронуоха, Хай, Ноари, Сони и другие. Вершина Рас – Даш/ен = Дас/ен = Тас/ен = Фас/ен. Вершина Фас/га.

За Иорданом ( за озером Тана). Против Суфа (Siafil). Где Суфа, селение на караванном пути в истоках реки Эр – Рафад (Шинфа). «Между Фараном и Тофелом». Между известной нам горы Фаран (Господней) и селением Tоhelka.  На караванном пути недалеко от Гондера. Расстояние от г. Хорив (Рас –Дашен) до Суфы 300 — 350 км. 11 дней пути (9 дней движения + 2 дневки). Рис.96.

Тавера и Тоhелkа один и тот же пункт на караванном пути от горы Хорив, г. Гондер (Рефидима), о. Тана к пустыне Фар, Гедарефу (Кадес – Варни). Тофел – Таhеlka –Тавера.image99

 Рис.34.7. карта « A NEW MAR of ARABIA. Includino EGURT. ABISSINIA. Tne RED SEA …» из коллекции Санкт – Патербургской РНБ.

              image100

И еще один эпизот эпопеи.

«31 И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли.

32 И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана.

33 Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.

34 И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ».

Заготовленное впрок мясо перелетных перепелов на жаре за двое суток  испортилось и народ поражен «весьма великою язвою» в виде пищевого отравления. Многие скончались. Киброт-Гаттаава. Киброт, в обратном чтении торбик – торба (сумка, сосуд, ящик). Гроб.    Гаттаава=хаттаава=хатава=хатата – хотеть (прихоть).

И так далее и тому подобное. Продолжать наше исследование можно очень долго,  но основную цель, кажется, мы достигли. Вот упоминание Библии о 40 годах блуждания евреев по пустыне. Как мы теперь понимаем, 40 лет ушло у переселенцев на борьбу с эфиопами, захват их городов и  земель.  Все упоминаемые в библии топонимы в главах «Исход», «Вторазаконие», «Числа» и пр. в конечном итоге связаны с Абиссинией. Учитывая вышесказанное, можем построить на карте  маршрут движения Моисеевой армии до горы Сеир. Рис.35.1.